Три с половиной года продолжалось странствие Иисуса Христа с учениками по землям Галилеи – с тех самых пор, как тетрарх Ирод Антиппа приказал арестовать, а затем и казнить Иоанна Предтечу. И всё это время Иисус пытался создать из ходивших с ним учеников, вчерашних рыбаков, бывших мытарей и плотников, не просто братство близких по духу людей, но новую церковь с новым – «не от мира сего» – сознанием. Задача – согласитесь – тяжёлая даже для Бога.
Но перелом наступил в городе Кесарии Филипповой, что лежала на север от Галилеи, когда Господь как бы мимоходом задал апостолом самый важный вопрос: «За кого почитают Меня люди?».
Они отвечали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из древних пророков, который воскрес».
– А вы за кого почитаете Меня? – снова спросил Иисус Христос.
Апостол Пётр ответил за всех:
– Ты Христос, Сын Бога живого.
Разумеется, это были не просто слова, но плод долгих коллективных размышлений и споров. Для Христа же это был переломный момент: они поверили Ему. Потому что для обычного иудейского сознания было совершенно невозможно вместить то, что в каком-либо человеке может воплотиться Сам Господь – тот Господь, что создал небо и звёзды, для которого и сам ужасный левиафан – просто игрушка.
Потребовалось три года и множество бесед, чудес и знамений, чтобы они наконец открыли глаза и поверили Ему. И Спаситель похвалил Петра: «Ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её».
С этого момента путь Христов неизбежно лежал из Галилеи в Иерусалим, где и должно было начаться Его Царство. Ведь явление Мессии – это и есть наступление Царства Божия.
И Христос начал говорить ученикам о предстоящих Страстях: что Ему предстоит много пострадать от первосвященников и фарисеев, более того – что Ему надлежит быть убитым самой мучительной казнью, чтобы затем в третий день воскреснуть, потому что только так и можно было победить и смерть, и ад.
Но тут и выяснилось, что вера апостолов была слишком иудейской. Да, они признали в Нём Мессию, но Мессию сугубо иудейского, то есть будущего великого царя всех иудеев, которому надлежит свергнуть власть римлян и царя Ирода, чтобы затем Самому сесть на трон и сделать Иудею самым могущественным государством мира. Даже апостолы просто не могли осознать, что Христос пришёл не только ради иудеев, но ради всего человечества, а мысль о страдающем и казнённом Мессии была им непереносима – настолько, что сам Пётр даже решил вразумить Христа. «И, отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!».
Христос же, «обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».
Но тогда каким же соблазном для учеников станет казнь Мессии и Его смерть?
И вот, чтобы поддержать веру в учениках, когда они увидят Его страдающим, Христос и показал им Свою божественную Славу, предупредив их: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».
Через шесть дней Спаситель, взяв с собой троих самых верных учеников (Петра, братьев Иакова и Иоанна), пошёл молиться на гору Фавор, находящуюся в шести километрах на юго-восток от Назарета.
И пока Христос молился, учеников, которые, видимо, не принимали участия в молитве, сморил сон. Но потом чудо разбудило их: Спаситель «преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».
Перед Спасителем явились пророки Моисей и Илия, то есть главнейшие пророки иудаизма. Святитель Иоанн Златоуст так излагает причину их появления: «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали пред Христом для того, чтобы показать, что Он «имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».
Беседа с пророками, пишет апостол Лука, шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме», то есть о предстоящем распятии на кресте.
Апостол же Пётр, поражённый величием Господа, вновь попытался отговорить Христа от похода в Иерусалим: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии». Впрочем, евангелист Марк, писавший со слов самого Петра, даёт оценку этого пожелания в ином ключе: «он не знал, что сказать, потому что они были в страхе».
Вместо ответа некое облако светлое осенило всех собравшихся, а откуда-то из облака раздался глас Самого Творца и Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте».
То есть ученики Христа, ещё толком ничего не совершившие, удостоились, как и великие пророки древности, личного обращения к себе со стороны Творца. Не случайно после этого чудесного события, когда Христос и ученики сошли с горы, Спаситель строго-настрого запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения – «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых».
О тайне Преображения нельзя было говорить и другим апостолам из числа Двенадцати. Как писал епископ Кассиан Безобразов, только ближайшие и самые верные, самые чистые сердцем были способны уразуметь смысл Преображения Господа, сохранить в себе и раскрыть перед остальными учениками в тот час, когда это было нужно.
* * *
Отец Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского содружества малых православных братств:
– В христианстве есть две традиции, как бы две параллельные линии, и пока не очень понятно, где они сходятся или расходятся. Есть традиция древнейшая, апостольская, которая говорит о том, что мы обретаем Жизнь вечную благодаря Христовой Смерти и Воскресению и благодаря последовавшему за этим сошествию Святого Духа на апостолов, на всю церковь и на весь мир. И в центре этой традиции, конечно, стоит праздник Пасхи как главный праздник в течение года.
Но есть и другая традиция, которая говорит о том, что весь смысл человеческой жизни состоит только в том, чтобы стать причастниками божественного естества, чтобы стать соработниками у Бога не только в этой жизни, но и в вечности, потому что как ещё можно представить себе Царство Небесное, которое проповедовал Христос? И тогда в центре этой традиции становится праздник Преображения, потому что именно он показывает, что это божественное осияние, этот нетварный фаворский Свет может стать той силой, которая объединит человека с Богом через Христа во Святом Духе и всех людей друг со другом и со всем миром и что таким образом человек обретает Небесное Царство.
* * *
Праздник Преображения был установлен по инициативе святой равноапостольной царицы Елены, матери римского императора Константина I Великого, которая ещё в 326 году совершила паломничество на Фавор. По её указанию на горе был построен храм во имя Христа и свидетелей Преображения – апостолов Петра, Иакова и Иоанна. В этом храме и стали совершать литургии в день Преображения, который был установлен на самый конец года, а в древние времена люди праздновали Новый год осенью, после сбора урожая. В частности, еврейский новый год «Рош ха-Шана» отмечается в новолуние осеннего месяца тишрей, что соответствует середине сентября.
Народное название праздника Преображения Господня – Яблочный Спас, потому что напоминает нам о древней традиции освящать в этот день плоды. К примеру, в Израиле и Греции ко времени встречи еврейского Нового года как раз поспевал виноград. Гроздья винограда, а ещё колосья, люди несли на новогоднюю службу в храм для благословения и в знак благодарности Богу, чтобы первый раз в году есть освящённую пищу. Поскольку на русских землях виноград не рос, то греческая традиция трансформировалась в традицию освящения яблок.