Философ-стоик Анней Луций Сенека писал свои произведения в эпоху, когда апостолы проповедовали Евангелие. Читая Сенеку, поражаешься тому, насколько близка его мысль христианскому откровению: в его трактатах много говорится о духовном пути и смысле жизни человека. Как и апостол Павел, Сенека обличает пороки, говорит, что они, как звери, подстерегают человека. Позже, уже в IV веке, Блаженный Августин воскликнул: «Что может сказать христианин такого, чего не говорил этот язычник?» Также Сенекой восхищались Тертуллиан и другие церковные писатели, говорившие, что его мысли очень созвучны христианству. А в Средние века возник текст переписки, которая велась якобы между Сенекой и апостолом Павлом, из неё следует, что перед смертью философ обратился в христианство.
Богословы и христианские мыслители сходятся в том, что христианство – это прежде всего жизнь с Богом и с братьями и сестрами во Христе. Христианская жизнь невозможна без братства, без христианской общины, что очень хорошо понимали в древности. Удивительно, что Сенека говорит почти то же самое. Конечно, он не упоминает Христа, так как не был знаком с Его учением, но слова философа по сути очень близки к тому, что проповедовали апостолы. «Великая, конечно, слава для человека — быть милосердным к другому человеку! — пишет Сенека в письме к Луцилию. — Поучать ли нам, что тонущему надо протянуть руку, заблудившемуся — указать дорогу, с голодным — поделиться хлебом? Когда я кончу перечислять всё, что следует делать и чего избегать? Ведь я могу преподать одно короткое правило о том, в чём человеческий долг: «Всё, что ты видишь, в чём заключено и божественное и человеческое, – едино: мы – только члены огромного тела. Природа, из одного и того же нас сотворившая и к одному предназначавшаяся, родила нас братьями. Она вложила в нас взаимную любовь, сделала нас общительными, она установила, что правильно и справедливо, и по её установлению несчастнее приносящий зло, чем претерпевающий, по её велению должна быть протянута рука помощи».
До этого Сенека в том же письме говорит о том, как чтить богов. По его словам, к богам следует относиться неформально, им не нужны прислужники, так как они сами служат людям. И что интересно, боги, по его мнению, не способны причинять зло. «Они и не причиняют зла, и не испытывают; впрочем, некоторых они и наказывают, и обуздывают, и налагают кару, посылая её порою и под видом блага. Хочешь умилостивить богов? Будь благ! Кто им подражает, тот чтит их достаточно!»
В другом месте в своей книге «О гневе» Сенека также говорит о том, что боги не творят зла:
«Есть существа, не способные причинять вред, наделенные только благотворной и целительной силой. К таким существам относятся бессмертные боги, которые и не желают, и не умеют причинять зло, ибо по природе миролюбивы и доброжелательны; обидеть кого-нибудь для них так же немыслимо, как побить самих себя. Безумцы, не ведающие истины, приписывают им буйство моря, неумеренность осенних ливней, жестокие зимние холода».
Эта мысль очень схожа с откровением о Едином Боге, Который благ и добр.
Хоть в текстах апостольских посланий напрямую об этом не говорится, но это вытекает из всего Нового Завета. Единственное, где об этом косвенно упоминается у апостола Иакова, что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого.
Мысль о том, что Бог не творит зла, а люди зло ему приписывают по своей жестокости, высказывал Бердяев уже в XX веке. Бердяев прямо говорил о том, что в Ветхом Завете люди по своей жестокости и кровожадности приписывали Богу злодеяния.
Мысль о том, что боги не причиняют людям зла, довольно нова для языческого сознания, так как в мифах Древней Греции сплошь и рядом рассказывается о том, как боги на кого-то гневаются, устраивают разные козни, а Зевс может похитить какую-нибудь красивую молодую девушку, как это случилось с Европой.
Дальше Сенека пишет Луцилию: «Ты пишешь, что по-прежнему упорно стремишься к совершенству духа; дело это прекрасное и для тебя спасительное, ибо глупо молить о том, чего можно добиться от себя самого. Незачем ни простирать руки к небесам, ни просить прислужника в храме, чтобы он допустил нас к самому уху кумира, как будто тот лучше услышит нас: ведь бог близ тебя, с тобою, в тебе! Говорю тебе, Луцилий, что в нас заключен некий божественный дух, наблюдатель и страж всего хорошего и дурного, – и как мы с ним обращаемся, так и он с нами. Всякий истинный человек добра причастен божеству.» Это ли не близко христианскому учению, а в частности, тому, что говорил Христос самарянке у колодца? О том, что «Бог есть Дух», апостол Павел пишет во втором послании к Коринфянам. Многие христианские мыслители и богословы говорили похожие мысли, какие высказывал Сенека
С тем, что Бог внутри человека и Он есть настоящая высшая совесть человека, также согласно большинство христиан. А мысль, что Бог – «страж всего хорошего и дурного,» созвучна словам автора послания к Евреям: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные».
Цель жизни по Сенеке – это стать равным богам, и это также похоже на то, что говорит Священное писание Нового Завета. «Не называю вас рабами, но называю вас друзьями», – говорит Христос своим ученикам». «Ибо все вы чрез веру – сыны Божии во Христе Иисусе», – пишет апостол Павел Галатам.
Вместе с тем в духе античной философии Сенека обожествляет природу, говорит, что она подскажет, как достичь блага. В своей книге «О гневе» он пишет о том, что «природа побуждает нас любить, а гнев ненавидеть».
Этика античной философии в целом очень близка христианству. Здесь Сенека стоит в одном ряду с Сократом, Платоном, Аристотелем и другими мыслителями древности.
Вслед за ними Сенека верит в то, что природа и человек изначально были благими и непорочными, но затем испортились: тело в результате этой порчи превратилось в темницу души, из которой душа освобождается для блаженной жизни на небе. Здесь Сенека кардинально расходится с христианскими представлениями о теле. Апостол Павел, в частности, говорит, что тело есть храм Духа Святого (хотя и признаёт, что «плоть и кровь Царства Небесного не наследуют»).
Таким образом, и Сенека, и апостол Павел дух ставят выше плоти, и в этом они схожи. Но схожесть мыслей не означает их тождественность.
Любопытно, что позже в христианском сознании возобладал именно античный взгляд на плоть: в ней стали видеть источник греха и «темницу души».
Подобным образом повлиял на христианство и платонизм. Представление о том, что душа бессмертна, которое в какой-то момент стали приписывать христианам, принадлежит Платону.
«Переписка апостола Павла и Сенеки», появившаяся в IV веке, признана поддельной. Она состоит из восьми «писем Сенеки» и шести «ответов апостола Павла». Ещё в эпоху Возрождения стало понятно, что стиль писем совершенно не соответствует Сенеке: язык писем довольно грубый, совершенно не похож на язык философа. Кроме того, переписка ведётся на латинском языке. По мнению исследователя этого вопроса профессора Михаила Тареева, если бы эта переписка в действительности состоялась, она была бы на греческом: все послания апостола Павла написаны на греческом языке, и Сенеке, как довольно образованному человеку, никакого труда не составило бы отвечать апостолу по-гречески. Кроме того, если бы переписка существовала на самом деле, то с большой вероятностью она вошла бы в канонические книги Нового Завета: к переписке между апостолом Павлом и известным философом, учителем Нерона и его министром, было бы привлечено большое внимание, она бы не осталась незамеченной в те годы.
Могли ли Сенека и апостол Павел быть знакомы? Во всяком случае это не исключено. В Деяниях апостолов упоминается, что апостол Павел судился у Галеона, проконсула Ахайи. Этот проконсул приходился Сенеке старшим братом. (Впрочем, этот факт не говорит в пользу подлинности переписки Сенеки и апостола.) Был ряд ученых, которые пытались доказать их знакомство, например, Крейгер и Флери, но позже их основные доводы подверглись критике.
Каков же был смысл придумывать целую переписку Сенеки и апостола Павла? Ученые по-разному отвечают на этот вопрос.
По одной из версий цель фальсификации апологетическая: убедить противников христианства в том, что христиане отнюдь не невежественны.
Кроме того, среди апологетов христианства было распространено мнение, что немало античных философов заимствовали свои мысли из Священного писания Ветхого Завета. Этим объяснялась некоторая общность их идей с христианством и иудаизмом. Однако известно, что Сенека довольно негативно относился к иудеям и, следовательно, никак не мог заимствовать мысли из Ветхого Завета, а тексты Нового Завета тогда только формировались. Потому и понадобился христианский проповедник (апостол Павел), у которого Сенека якобы заимствовал свои мысли. Это вторая, более сложная версия, объясняющая возможные мотивы фальсификаторов.