Святой Захария был ветхозаветным священником и происходил из рода Аарона, брата пророка Моисея.
Его жена – праведная Елисавета – тоже относилась к потомкам Аарона. И одновременно Елисавета происходила из рода царя Давида и приходилась родственницей Пресвятой Богородице – праведница была тетей Пречистой Девы.
Долгое время у пары не было детей. Надо сказать, что бездетность считалась у иудеев признаком гнева Господа и наказанием за тяжкие грехи, поэтому к таким супругам относились в обществе с большим предубеждением, нередко ущемляли их в правах и осуждали – несмотря на то что и первый патриарх еврейского народа Авраам с супругой Саррой тоже долгое время считались бездетными.На великий праздник Рош ха-Шана, то есть День Суда, еврейский новый год, священнику Захарии из Иерусалимского храма выпал жребий совершить каждение – особый обряд, когда золотым ковшом ссыпали ладан и благовония на горящие угли в чаше огромного каменного жертвенника, что был установлен перед входом в Святая Святых.
И вдруг у жертвенника он увидел самого архангела Гавриила.
Евангелист Лука пишет:
«Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него...» (Лк 1: 11–12).
Страх священника был понятен: по иудейским обычаям, явление ангела означало приближение смерти.
«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя». Разумеется, Захария, будучи с женой столь старым, да ещё в такой торжественный момент богослужения на праздник Рош ха-Шана и накануне Дня искупления – Йом-Кипур – вряд ли молился о даровании ему сына. Нет, Захария, как и все священники Иерусалимского храма, молился о прощении Богом Своего непутевого народа и о скором наступлении Царства Мессии – именно об этой его молитве архангел Гавриил и сказал, что она услышана. Но Господь всегда откликается на молитвы верующих в полноте, даруя сверх просимого – всё, что человеку действительно необходимо.
Поэтому молитва Захарии получила высокую награду: он и Елизавета не только получат сына от Бога, но их сын Иоанн станет Предтечею Мессии, прихода которого он так напряжённо ожидал.
«И жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1:13–17).
Но священник не поверил посланнику Небес и в наказание за это был лишён Богом возможности говорить.
И действительно, после возвращения Захарии домой его жена Елисавета зачала, но пять месяцев скрывала это, боясь, что люди могут не поверить этому и осмеять её, а сама в душе радовалась и благодарила Бога.
Когда Елисавета в положенный срок родила сына, то на восьмой день все родственники и друзья пришли к ним домой, чтобы совершить обряд обрезания: именно через обрезание крайней плоти новорождённый вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником.
При обрезании новорождённому давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Но молчавший Захария взял доску для письма, покрытую воском, и написал: «Иоанн будет имя ему». И в тот же момент, по предсказанию архангела Гавриила, к нему вернулся дар речи, и Захария в пророческом вдохновении стал прославлять Бога.
«И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего...» (Лк 1:67–70).
«Рог спасения» – это прямое обращение к Закону, который Христос пришёл исполнить. В Законе существовало положение, согласно которому преступники, преследуемые мстителями, убегали к жертвеннику всесожжения в Иерусалимском храме и, ухватившись за его рог, они считались неприкосновенными – уже под защитой Бога (3 Цар. 2:28). Так и весь человеческий род, угнетаемый грехами и преследуемый за это Божественным правосудием, нашёл себе спасение во Христе Иисусе. Это спасение не есть только избавление Израиля от власти Римской империи, как думало в то время большинство евреев, но исполнение завета Божия о восстановлении единства между Богом и человеком, данного Господом ветхозаветным праотцам.