Её отец Иоаким был простым скотоводом из города Назарет, хотя и вёл своё происхождение от царя Давида, но не через старшего сына царя Соломона, а через младшего Нафана. Таким образом, Спаситель происходил из рода царя Давида не только по линии Иосифа Обручника, но и по линии Марии.
Мать же Пресвятой Богородицы Анна происходила из колена Левиина и была дочерью священника Матфана и его жены Марии из рода Иудина. И у Матфана с Марией было три дочери: Мария, Совия и Анна.
Святитель Димитрий Ростовский писал: «Из них первою вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем, и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, как мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в город Назарет». То есть Иисус Христос и Иоанн Предтеча были троюродными братьями.
Церковное предание рассказывает нам о том, что Святая Дева явилась в мир уже после того, как её родители потеряли всякую человеческую надежду на рождение ребёнка. А в то время (впрочем, как и сейчас) бесплодие считалось знаком гнева Господа и наказанием за тяжкие грехи, поэтому к таким супругам относились в обществе с большим предубеждением, нередко ущемляли их в правах и осуждали.
Так что Иоакиму и Анне довольно часто приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упрёки от своих соотечественников. Дело дошло и до того, что во время одного из еврейских праздников, когда Иоаким специально пришёл молиться в Иерусалимский храм, первосвященник выгнал его из храма:
– Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия!
Убитый стыдом и печалью Иоаким отправился в горы, где он в одиночестве пас скот. Анна же плакала в саду и умоляла Господа послать её семье детей. И в этот момент ей явился ангел Господень: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнёшь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Неё будет славен во всём мире род твой».
– Жив Господь Бог мой! – воскликнула Анна. – Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь.
Такое же видение было и Иоакиму, который тотчас же поспешил домой. И тогда праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия.
Всё случилось так, как и сказал ангел Господень: в тот самый год, когда царь Иудеи Ирод Великий начал реконструкцию храма в Иерусалиме, Анна в Назарете родила дочь, которую она назвала Марией – в честь своей матери.
Когда же Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна выполнили свой обет, отдав ребёнка, как того и требовали иудейские законы, на воспитание в Иерусалимский храм.
Этому событию как раз и посвящён христианский праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Протоевангелие Иакова сообщает: «И вот исполнилось Ребёнку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажжёнными светильниками, чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своём храм Господен».
В храме Марию встретил первосвященник. Возможно, это был её дядя Захария, будущий отец Иоанна Предтечи. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в храм. Согласно текстам апокрифов, «Мария поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении...»
* * *
Но почему Рождество Богородицы празднуется в сентябре, ведь о точной дате рождения Девы Марии нет никакого указания ни в Священном писании, ни в каких-либо иных дошедших до нашего времени источниках?
Богослов Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, живший в первой половине XIV века, в своём трактате «Слово на Рождество Богородицы» на этот вопрос ответил так: «Если же долженствует выделить время более благоприятное из прочих, как, например, и бывает время сеяния и время жатвы, время насаждения и время собирания плодов и время всякой другой вещи, так и в отношении доброделания найдёшь, что и относительно сего различно устраивается час. Сейчас – время осени, и в ней предпочтительное место занимает этот месяц сентябрь, который служит для нас первым месяцем и началом года, когда и дело нашего спасения возымело своё начало, что мы и празднуем сегодня. Потому что сегодня нашего по благодати воззвания и воссоздания мы и совершаем это первое священное празднество и торжество, с которым начало сбываться всё новое и неизменное сменять временное подзаконное, и дух – букву, и истина – тени...»
Дело в том, что в Римской империи в то время в ходу было два календаря. Один – обычный, в котором летоисчисление шло с даты основания Рима.
Второй – хозяйственный, основанный на 15-летнем налоговом цикле индикта. Само латинское слово indictio («провозглашение») означало переоценку продовольственного налога крестьянам в виде обязательных поставок съестных припасов правительству. Такая переоценка имущества для установления величины взимаемого налога проводилась каждые 15 лет – в начале сентября, сразу после сбора урожая. Таким образом, праздник сбора урожая превратился в Новый год, который уже в IV веке стали обрамлять два церковных праздника. Успение Богородицы (28 августа) стало финалом римского года, а Её Рождество – точкой новолетия.
О главенствующем месте праздника Рождества Богородицы среди всех прочих праздников в церковном календаре говорит и Константинопольский патриарх Прокл, который в середине V века написал «Похвальное слово Пресвятой Богородице» (кстати, это первый в истории документ, свидетельствующий о праздновании Рождества Богородицы). «Все памяти святых достославны, – пишет Прокл. – Но ничто не равняется славою с настоящим торжеством... Моисей знаменит как законодатель; Иисус Навин памятен как военачальник; Илия достохвален как ревнитель; Исаия достославен как богослов; Даниил достоублажаем как прозорливец; Иезекииль досточуден как созерцатель неизреченного; Давид именуется отцом таинства по плоти; Соломон превозносится как мудрый; но всё это – ничто в сравнении с Богородицею Мариею...»
Об этом пишет и святой Андрей Критский, составивший в начале VIII века два слова и канон Рождества Богородицы: «Нынешний праздник есть для нас начало праздников».
* * *
Протоиерей Александр Мень:
– Если Господь нам говорит, что Он пришёл нас спасти, если Он принёс в мир Свою силу, если Бог так возлюбил мир, что отдал Своего Сына, чтобы ни один из нас не погиб, разве может быть Откровение это, слова эти, обетования и пророчества эти тщетными, пустыми? Разве не должны мы со всей искренностью, всем сердцем принять это? Ведь не сказал Господь, что каждый верующий будет когда-нибудь спасён. Нет! Сегодня мы почувствуем это спасение. Вы можете спросить: что же такое спасение? А спасение есть жизнь с Богом и в Боге.
Так можно жить сегодня, здесь и теперь, в этой жизни. Можно потом опять это потерять – по своей небрежности, по своей греховности, по своей немощи. Но то, что человек теряет, Бог помогает ему найти. Для этого нам даётся таинство исповеди: когда, потеряв драгоценное единство с Богом, мир с Ним, мы снова приходим, чтобы примириться с Ним через раскаяние и получение прощения.
Он дал нам спасение сегодня, здесь и теперь. И мы должны просить у Него, чтобы убеждённость в этом, чувство это жили в нас. Тогда каждый наш шаг, тогда каждый день в нашей жизни будут проникнуты тихим светом евангельской радости. Мы станем жить не так, как жили до сих пор, – не пользуясь плодами Креста Христова, не пользуясь той благодатью, которая исходит от Бога, спасающего нас, а мы будем жить поблизости от Него, и наши дела и мысли будут совершаться перед Его лицом. Вот тогда мы действительно будем спасёнными Господом, тогда действительно мы явим себя чадами Божиими, которые живут не по законам греха и зла, а по заповедям Христовым.
Как узнать об этом, как удостовериться? Сам Господь посылает нам в сердце чувство уверенности в этом. И кроме того, наши поступки, наши мысли, наши отношения с людьми всегда показывают, чем человек живёт. Они всегда свидетельствуют, в Боге находится он или нет, по евангельскому пути идёт или по пути греха.
«Спасающая любовь Христова объемлет каждого», – говорит Священное Писание. И на такую любовь мы не можем не ответить своею любовью. И как же мы можем не воздать благодарностью Богу? Человеческая неблагодарность – великое преступление, низость души.
Вы спросите: что же мы можем сделать для Того, Кто нас спас, для Того, Кто так возлюбил мир, что Сына своего отдал? Ответ дал Он Сам. Он сказал нам всем ясно и просто: «То, что вы сделаете для братьев Моих меньших, вы сделаете и Мне». Иными словами: из того, как вы будете поступать с людьми, для Господа будет явствовать, действительно ли вы хотите соблюдать Его заповеди, или всё это у вас просто на языке для формы, для успокоения собственной совести, а на самом деле вера ваша лицемерная, неживая, мёртвая, ложная.
Итак, перед нами путь настоящего принятия Слова Господня.
Возрадуемся и возблагодарим Бога за этот Дар, как родители Пресвятой Девы были рады дарованной Дочери. Дочери, через Которую совершилось наше спасение. Потому что мы получили и эту Дочь – Деву Марию Пресвятую, мы получили и Её Божественного Сына, Который спасает, прощает и примиряет нас с Богом, мы получили и сонмы святых – ходатаев и заступников. Такова воля Божия о нас, чтобы мы жили не вдали от Него, а вместе с Ним, в силе Духа, в свете правды, в мире любви.