Однажды на невольничьем торге богатый житель Константинополя по имени Феогност купил молодого раба-славянина по имени Андрей. Юноша выделялся среди прочих рабов умом, честностью и добрым нравом, поэтому очень скоро хозяин сделал его своим доверенным слугой.
Решение о принятии на себя подвига юродства Андрей принял после особого откровения от Бога, полученного во сне. Наутро, помолившись, он взял нож и отправился к колодцу, где снял с себя всю одежду и изрезал её в клочья. Пришедшие за водой слуги доложили о его странном поведении Феогносту, который решил, что его любимый слуга сошёл с ума. Но тот вовсе не был болен: по ночам он тайно молился, а днём изображал из себя сумасшедшего. Спустя четыре месяца хозяин отпустил его, и вскоре Андрей стал стал самым известным городским юродивым.
Одни издевались над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, но нашлись и те, кто был свидетелем его ночных молитв за своих обидчиков, которых юродивый обличал в грехах. Появился у него и ученик – богатый юноша Епифаний, мечтавший служить Господу.
Именно Епифаний и стал свидетелем чуда, о котором в житии блаженного Андрея Юродивого Цареградского говорится так:
«Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвёртом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В её числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие Другие святые, облачённые в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот когда они приблизились к амвону, подошёл блаженный к Епифанию и говорит:
– Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?
Он же ответил:
– Да, отец мой духовный.
И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его своими пречистыми руками, – а был он велик и грозен – распростёрла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростёртым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь…»
* * *
Церковное предание говорит о том, что это случилось в воскресный день 1 октября 910 года, во время осады Константинополя некими врагами. По одной версии, город грозились взять штурмом наши предки-славяне, которых вёл Олег Вещий. По другой версии, на Константинополь нападали тогда сарацины.
Упомянутая в житии святого «гробница» – это базилика Матери Божьей во Влахернах, древнейшая в Константинополе церковь, посвящённая Пресвятой Деве Марии. Считалось, что она была возведена в середине V века императором Львом I для хранения покрова Божьей Матери, который был привезён в Константинополь в его царствие. Император лично выбрал место для постройки у императорского дворца в районе Влахерны, на побережье залива Золотой Рог.
По преданию, эту реликвию нашли двое византийских аристократов – братья Галвин и Кандид, которые совершали паломничество к палестинским святыням. В Назарете они остановились на ночлег в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и большим количеством больных, жаждущих исцеления. Выяснилось, что в этом доме хранится риза Пречистой Девы Марии. Братья подменили ковчег с реликвией и тайно привезли её в Константинополь. В честь этого события в Византии был установлен праздник «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах».
После VI Вселенского собора 680 года в ковчег с ризой были помещены омофор и часть пояса Девы Марии, обнаруженные в гробнице Пречистой, вскрытой по решению императора Ираклия.
Интересно, что с ризой Богоматери связано и ещё одно чудо, случившееся в 860 году – во время набега на Константинополь дружин славян-язычников. Ряд византийских хронистов (Георгий Амартол, Лев Грамматик и Феодосий Мелитенский) сообщает, что войско славян, пришедшее на речных ладьях, заблокировало Константинополь со стороны моря. Тогда патриарх Фотий отслужил молебен во Влахернской церкви, после которого он взял драгоценную ризу и погрузил её в море (житие Фотия сообщает, что патриарх просто устроил Крестный ход с реликвией вокруг крепостных стен Константинополя). Тотчас же поднялась сильная буря, которая разметала славянскую «флотилию», после чего захватчики бежали.
В память об этом событии был написан первый акафист Богородице, прочитанный во Влахернском храме.
Сам ковчег с ризой был подробно описан в «Хождении» Стефана Новгородца, русского паломника XIV века: «Пошли мы во Влахерну, в церковь святой Богородицы, где находятся риза, и пояс, и головной покров, который на голове её был. А лежит это в алтаре на престоле, спрятанным в ковчеге, так же как и Страсти Господни, и даже ещё крепче бережётся: приковано железными цепями, а сам ковчег сделан из камня очень искусно».
* * *
Празднование Покрова Богоматери было введено на Руси в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским – в честь чудотворной Владимирской иконы Богоматери, которая хранила русское войско в походе против волжских булгар. Сам поход закончился победой, хотя старший сын князя – Изяслав – от полученных ран скончался. В его память Боголюбский построил знаменитый храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, ставший шедевром русского зодчества.
Впрочем, дело не только в миссионерских усилиях Андрея Боголюбского. С XIII века все русские православные люди почувствовали себя на месте византийцев, окружённых варварами, только вместо сарацин на Русь пришли безбожные монголы. И каждый православный священник в те годы возносил молитвы к Богоматери с просьбой принять под свой Покров страдающие народы.
* * *
Ныне частицы ризы Богоматери хранятся в Московском кремле, а также в храме Илии Пророка Обыденного в Москве и в Казанском соборе Санкт-Петербурга (в этих двух храмах хранятся частицы пояса Богородицы). Их доставили на Русь в XIV веке, когда святой Дионисий Суздальский, митрополит Киевский и всея Руси, приобрёл в Константинополе так называемый «ковчег Дионисия» с частицей драгоценной ризы.
А вот большой ковчег был утерян после пожара 1434 года, уничтожившего Влахернскую церковь.
* * *
Протопресвитер Александр Шмеман:
«Осенний праздник, праздник Покрова Божьей Матери, ставший особенно излюбленным у нас, хотя возник он не на Руси, а в Константинополе, и – как это ни покажется нам сегодня странным – возник как праздник победы Византии над нашими предками, осаждавшими тогда столичный город. Согласно преданию, в дни этой осады некоторые молящиеся в храме увидели Божью Матерь, держащую покров над городом и молящуюся об этом городе. И, как это случалось не раз в истории, местное событие, ограниченное местными обстоятельствами, как бы переросло себя, расширилось до вселенских размеров и до вселенского значения. Забылась историческая связь событий, забылись конкретные обстоятельства, но остался этот образ Матери, прикрывающей, защищающей, утешающей своих в беду попавших детей.
Этот праздник стал сердцевиной именно восприятия Марии как Матери, которой на кресте усыновлено было всё человечество, которая как Мать принимает в сердце своё все наши горести, все страдания, всю безудержную боль нашего земного существования. “Тебе оружие пройдёт сердце, дабы открылись помышления многих сердец” (Лк 2: 35). Эти слова праведного старца Симеона, сказанные Ей в день, когда Она принесла Младенца во храм, чтобы посвятить Его Богу, глубоко проникли в душу верующих. Мать Иисуса Христа, принявшая всю страшную боль сострадания и жалости, когда стояла Она у креста Сына, стала как бы даром нам, людям, даром материнской любви, материнской жалости, материнского сострадания…
Веками ощущали, духовным взором видели люди этот светлый покров над миром, и радовались ему, и в нём находили помощь и утешение. “Днесь благовернии людие светло празднуем осеняеми Твоим, Богомать, пришествием…” Юродивый нищий Андрей, который имел это видение, рассказывал, что видел Божью Матерь, плакавшую о мире. “Богоматерь, – говорил он, – коленопреклоненно молилась. Госпожа и Царица мира плакала о нём…”»
Много столетий спустя на вопрос о смысле этих слёз так отвечает в своей проповеди на этот праздник отец Сергий Булгаков, великий русский философ и богослов, сам в юности уходивший от христианской веры в марксизм, но вернувшийся в дом отчий и ставший в страшное лихолетье, в годы отступления от веры миллионов людей, свидетелем религиозного призвания своего народа. Отец Сергий говорит: «Не только 1000 лет назад молилась слёзно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над присутствующими тогда простёрся её покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть. Божья Матерь посредствует между землёй и небом. Она есть ходатаица мира, возносящего молитвы к престолу Славы Божией. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она – не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. И на страшном суде Сына своего Она молит праведного Судию о прощении. Грех мира и скорби мира ранят сердце вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами, оружие и ныне проходит сердце Её. Богоматерь плачет о мире. Что это за тайна? Сам мир плачет о себе Её слезами. Его страдания и скорбь суть и Её печали, его рыдания суть и Её слезы… Она – матерь! Она – сердце. Она – земля неоранная… Если бы очи людские зрели свет Богоматерний в мире, они знали бы таинственно совершающееся мира преображение. Если бы видели Её слёзы, дрогнули бы и растопились жестокие сердца. Ибо не может быть такого окамененного сердца, которое не растопилось бы пред этой любовью, о нём милосердующей. На злобу – любовь, на грех – слёзы, на хулу – прощение, на вражду – благословение».
И отец Сергий продолжает:
«Мир не оставлен в скорби своей, человек не одинок в печали. Ранится и раздирается материнское сердце, вместе с нами о нас плачет Богоматерь. Будем же знать – чьё сердце мы раним грехами, чьими слезами омываются наши падения… Возлюбила Русская земля день Покрова Божьей Матери, явленного в далёком Царьграде. Но не там, а в далёкой стране полунощной стали радостно петь и ублажать осенение мира Богоматерью. Приклонился душою народ наш к этому дивному явлению, воздвигались храмы по всей земле нашей во имя Покрова Богоматери, и преклонил он колена сердца своего вместе с молящейся коленопреклонно Богородицей. И ныне в великой скорби своей народ наш осеняет себя Покровом Её. И ныне – в бедах и скорбях разве не слышит Она стонов и воздыханий, разве не внемлет плачу и рыданию?
Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачет о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Её? Знает ли Её молитву и утешение? Знает ли покров Её над нашей землёй? Да, слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой. Не оставила Она нашу землю, хотя и попущены ей сатанинские испытания».
Эту проповедь отец Сергий Булгаков произнёс в самом начале безбожного, антирелигиозного беснования на нашей земле. Но остаются они, слова эти, во всей своей силе и сейчас. Ибо какие бы новые формы ни принимала эта борьба, она остаётся борьбой – за направленность, за выбор сердец человеческих, и не только отдельных сердец, но и за народное сердце, за его выбор, за его верность.
«Радуйся, радосте наша! Покрый нас от всякого зла святым твоим Покровом». Этим порывом хвалы и радости, этой мольбой о помощи, защите и утешении когда-то определена была наша духовная судьба. И сколько бы ни было грехов и падений, сколь ни страшна была бы тьма жизни – этот сияющий образ Матери, заступницы, утешения, покрова над миром – был с нами, над нами, в нас… Праздник Покрова снова призывает нас возвратиться к нему, и в этом возвращении – к исцелению и возрождению.