Празднование Собора архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных было установлено ещё на поместном Лаодикийском соборе, состоявшемся в 363–364 годах. Сам собор, проходивший в в городе Лаодикии, что в Малой Азии, был посвящён установлению фундаментальных правил жизни христиан в миру и в церкви: например, первое правило, принятое на соборе, касалось разрешения христианам вступать в новый брак после смерти супруга. Второе правило касалось покаяния и приобщения в евхаристии, третье вводило запрет на поставление в священники недавно крещённых. Большая же часть правил касалась различного рода суеверий и ересей. И, в частности, 35-е правило запретило поклонение ангелам Господним как языческим богам: «Не подобает христианам оставлять Церковь Божию и отходить, и Ангелов именовать, и творить собрания. Сие отвержено. Того ради, если кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема, поскольку оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению».
В то же время участники собора отметили, что данное правило не запрещает вообще молитвенного призывания ангелов, но лишь предостерегает от искажённого их почитания вместо Господа Иисуса Христа. Поэтому был установлен и христианский порядок почитания ангелов, в том числе и специальный праздник, посвящённый всем представителям Небесных Сил бесплотных. В соответствии с числом девяти чинов ангельских праздник был установлен в девятом месяце года, то есть в ноябре, ведь по римскому календарю индиктов год начинался в марте. И в восьмой день месяца, что указывает на будущий собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днём восьмым»: ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день восьмой», и тогда, как писал евангелист Матфей, «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф 25:31).
Восьмое ноября по старому стилю – это и есть 21 ноября.
* * *
Итак, как говорит Священное писание, все ангелы делятся на девять чинов и на три иерархии – высшую, среднюю и низшую, то есть по три чина в каждой иерархии.
В высшую иерархию входят: серафимы, херувимы и престолы. Как писал пророк Исайя, ближе всех к Господу предстоят шестокрылые серафимы, то есть «пламенеющие», или «огненные», которые пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После серафимов Господу предстоят многоокие херувимы, имя которых означает «излияние премудрости», или «просвещение». Через них, сияющих светом богопознания, людям и ниспосылается свет Божественной истины.
Далее за херувимами следуют престолы, которые служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: господства, силы и власти.
Господства наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, а также учат укрощать греховные вожделения и побеждать искушения.
Силы исполняют волю Божию. Они творят чудеса и приносят Благодать Божию Его угодникам.
Власти имеют власть укрощать силу диавола и отражают от людей бесовские искушения.
Наконец, в низшую, то есть ближайшую к людям, иерархию входят три чина: начала, архангелы и ангелы.
Началам поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена.
Архангелы благовествуют о великих событиях, открывая людям тайны веры.
Наконец, простые ангелы хранят верующих, удерживают от падений и помогают падшим. При этом все чины Небесных Сил носят общее название ангелов – как знак своего служения.
Но над всеми девятью чинами Господом поставлен старшим святой архистратиг Михаил, чьё имя означает «Кто как Бог».
По церковному Преданию, архистратиг Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днём и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
В самих книгах Ветхого Завета указывается, что архистратиг Михаил явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона. Также сила архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя, в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трёх святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолам.
* * *
На иконах, посвящённых празднованию Собора архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, главнокомандующий ангельскими силами обычно изображается в компании других архангелов.
Прежде всего это Гавриил, то есть «крепость», или «сила Бога», который был участником многих новозаветных событий. В частности, именно архангел Гавриил принёс Деве Марии весть о скором рождении Сына. Обычно Гавриил изображается с райской ветвью, принесённой им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарём в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.
Рядом – Рафаил («Врачевание Божие»), который держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведёт Товию, персонажа вероучительной книги Товит, несущего рыбу.
Далее – Уриил, то есть «Огонь», или «Свет Божий», просветитель. Его легко узнать: в поднятой правой руке – обнажённый меч, в опущенной левой руке – «пламень огненный».
Также известен архангел Селафиил – «Молитвенник Божий». Его обычно изображают в молитвенном положении: прекрасное лицо опущено вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил – «Славящий Бога». Это самый грозный архангел: в правой руке он держит золотой царский венец, в левой – плётку.
Варахиил – «раздаятель Благословения Божия». На его одежде множество розовых цветов, это символ Благодати Божией.
И, наконец, Иеремиил – «возвышающий к Богу», который держит в руке весы для измерения грехов человеческих.
* * *
Священномученик Фаддей (Успенский):
– Если мы так часто вспоминаем о Христе, молимся Божией Матери и святым Божиим, то не гораздо ли дальше от нашего воспоминания ангелы Божии? Мы вспоминаем о них более тогда лишь, когда воспоминает о них святая Церковь, а в прочее время воспоминание о них оставляет многих из нас, и к молитвам ангелам Божиим мы обращаемся редко.
А между тем из Слова Божия мы видим, что ангелы непрестанно служат нашему спасению вместе со святыми людьми Божиими, даже более о нём радуются и заботятся, чем сами люди. Рождается Христос, и вместо людей, не узнавших часа пришествия к ним Спасителя их, даже не принявших Того, Кто «к своим пришёл» (Ин 1:11), ангелы славословят рождённого Богомладенца чудною песнью, теперь и нами с духовным восторгом повторяемою: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Крещается ли Христос и после крещения побеждает диавола в пустыне, опять не видим людей, которые помогали бы Христу, искушаемому в Его подвиге; вместо людей, которые потом, желая подражать подвигу Христову, уходили целыми толпами в пустыни, теперь опять одни ангелы служат Христу (Мк 1:13). Страждет ли Христос в саду Гефсиманском, когда душа Его скорбит смертельно, и Он молится до кровавого пота, опять нет около Него людей соскорбящих, лишь Ангел укрепляет Его (Лк 22:43); даже ближайшие ученики Пётр, Иаков и Иоанн спят тяжёлым сном, по слову ещё ветхозаветного псалмопевца о Христе: «Поношение сокрушило сердце Моё, и Я изнемог, ждал сострадания, но нет его, утешителей, но не нахожу» (Пс. 68:21). Правда, Пётр хочет поднять меч в защиту Христа, когда настал час Ему предану быть в руки грешников, но не такой помощи искал Христос, страждущий от людей, имея возможность для избавления Своего иметь «более, нежели двенадцать легионов Ангелов» (Мф 26:51–53). И свидетелями славного воскресения Его являются одни ангелы, они благовествуют о воскресении разбежавшимся от страха ученикам и забывшим все глаголы Его.
А в нашей жизни как непрестанны и превосходны действия ангелов! Ведь они постоянно желают «проникнуть» (1 Пет. 1:12) в тайну нашего спасения, они как хранители окружают каждого из «малых сих», они радуются о каждом грешнике кающемся более, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии; для них Господь устрояет трапезу духовного веселия (Лк 15:6–7, 23, 32) как для друзей Своих ближних, когда кто-либо из людей, подобно блудному сыну в притче, мёртв был и ожил, пропадал и нашёлся. Из них Господь хочет составить единую с нами Церковь земную и небесную, сделать нас друзьями и сожителями ангелов. Для этого Он и сошёл на землю, чтобы взять на рамо Свою заблудившуюся овцу – человеческий род – и соединить её с ангелами, восполняя людьми лики ангелов, отпадших вместе с сатаною. И вот, несмотря на такое близкое и непрестанное участие ангелов в деле нашего спасения, исполненное столь великой и заботливой любви, мы так мало их замечаем. Между тем святая Церковь напоминает нам о них непрестанно. Не только нынешний светлый праздник и иные учредила она для особенного прославления небесных сил, но и каждый день внушает нам разные моления ангелам, каждый понедельник особенно назначает для их прославления и для испрошения молитвенного их ходатайства. Очевидно, будучи плотью, очень мы вперяем свои очи телесные, приковываем очи самого сердца лишь к земному и видимому; оттого о небесных силах бесплотных забываем и молитвенного их ходатайства и помощи, которые они как слуги, забывающие своё небесное величие и славу, готовы являть нам, почти не просим.
Но какой великий ущерб получается в нашей духовной жизни оттого, что мы так редко входим в духовное общение с небесными ангелами! Ведь для человека, живущего постоянно в низинах, наполненных зловредными испарениями, так необходимо по временам переселяться на более высокое место с чистым горным воздухом; даже лечение болезни часто в том лишь и состоит, что человека посылают дышать более здоровым и чистым воздухом.
Ведь мы живём в дольней стране страстей земных, житейских, вдыхаем их зловредные, ядовитые испарения, обращаясь постоянно в низинах и безднах греха; как же необходимо нам почаще вдыхать как бы горный, небесный воздух беспримесной святости, которым непрестанно дышат ангелы! Мало того, ведь мы, обложенные тяжёлою, ленивою, немощною и многострастною плотью, так слабы, так побеждаемся страстями плотскими, уступаем без борьбы едва не всякому натиску или приступу страстей к душам нашим! Ангелы же такою большою обладают духовною крепостию, так они удобоподвижны на добро, так легко прилетают туда, где ожидают их помощи! И как поэтому необходимо чаще возносить к ним моление, внушаемое святой Церковью: «Ангельскому поревнуем житию и мысли вперим к высоте и с ними невещественно воспоим Господа»! Поэтому-то святые угодники Божии всегда представляли в уме своём образ жизни ангелов как совершенный образец для подражания и действительно уподоблялись им, делались «ангелами во плоти». А как необходима нам помощь ангелов в борьбе с духом злобы!
Ведь эта борьба «не против плоти и крови» (Еф 6:12), то есть не с подобными нам немощными людьми, но с сильнейшими нас и коварнейшими духами злобы, невидимо всегда и всячески готовыми нам вредить. Как же не прибегнуть к помощи небесных сил во главе с архистратигом их, чрез которого и сатана с небес как молния ниспал (Лк 10:18)? Трудно нам прямо взойти на ту неизмеримую духовную высоту, где пребывает Бог, первый Свет, и вот Господь создал ангелов, «свет второй», являя в них как бы посредствующую ступень, к которой гораздо легче приблизиться и нам, также носящим образ Божий: ангелы хотя и духи, но всё же создания и ближе к нам; легче для нас, плотяных, подражать им, чем непосредственно Самому Богу, всесовершенному чистейшему Духу.
Легче взойти на сравнительно низшую ступень в лествице бытия, на вершине которой утверждается Сам Господь.
Но скажут, быть может, некоторые: «Зачем же помощь ангелов, когда мы имеем Самого Христа Бога, Пречистую Матерь Его, Богородицу, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим? Разве Они не всесильны, чтобы во всём помогать нам?». Разве недостаточна помощь Христа, Который облёкся в подобную нам плоть, чтобы, Самому быв искушённым во всём, и нам, искушаемым, помогать (Евр. 2:18; 4:15)? Да, но и Христос явился во плоти нашей для того, чтобы, снизойдя к нам, чрез то нас потом удобнее возвести на высоту небесного жития ангельского. Поэтому Он не остался на земле с плотью, но вознёсся, чтобы и мы «о горнем помышляли, а не о земном» (Кол. 3:2). И Божия Матерь по смерти вознесена с телом к Сыну Своему и Богу «в Небесная и наднебесная» (акафист Успению Пресвятой Богородицы: Икос 3), а во время земной жизни, живя во храме и уготовляясь сделаться вместилищем Бога невидимого, не в общении ли с ангелами Она более пребывала? Будем помнить, что «плоть и кровь» Царствия Божия наследовать не могут, и что наше тело должно по воскресении измениться, стать «духовным», чтобы соделаться соучастником Царствия Небесного (1 Кор. 15:44, 50). Значит, и жизнь Христа на земле во плоти, равно и Божией Матери, внушают нам, как необходимо стремиться к общению с миром ангельским. Конечно, Христос всесилен для того, чтобы помогать нам; но, спасая существа, одарённые свободою, не вводит Он их насильно в Своё Царство, а хочет, чтобы употребляли они и свободные усилия войти в него, чтобы сами, взаимно помогая друг другу в этих усилиях, содействовали созиданию Небесного Царства. Как же обойтись в этой борьбе за созидающееся Царство Христово без участия высшего и более крепкого воинства небесных сил?
Будем же чаще и усиленнее призывать себе на помощь Ангелов, чтобы общением с ними облегчился дух наш от отягчающих и влекущих долу страстей плотских, чтобы легче влеклось подобное к подобному на высоту, как всё лёгкое на земле влечётся на высоту воздушную, чтобы нам достаточно укрепиться и удержаться на этой высоте и, оторвавшись, не быть увлечёнными в бездну, куда тяжестью собственного яда страстей низринулись демоны и уподобившиеся им люди.
(Из проповеди 8 ноября 1916 года)