Говорим – Александр Невский, подразумеваем – актёр Николай Черкасов. Пожалуй, ни на одного исторического деятеля России так не повлияла советская пропаганда, как на образ князя Александра Ярославича Невского. И не просто повлияла, но – по сути – сформировала заново, рассказывая исключительно о военных победах князя. Как дипломат или как монах и святой он был для советской власти совершенно не интересен. Поэтому и кинофильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает лишь о двух битвах в жизни князя. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде награды от церкви.
* * *
Итак, будущий святой благоверный князь родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском.
Отец его, Ярослав, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, мать Феодосия Мстиславна – дочь князя Мстислава Мстиславича Удатного и дочери половецкого хана Котяна. Кстати, хан Котян сыграл в русской истории весьма заметную роль: в 1223 году, после татарского нашествия на половецкую землю, Котян приехал в Галич к зятю своему, князю Мстиславу Мстиславичу, и попросил его и всех русских князей оказать ему помощь против монголов. Так случилась проигранная битва на реке Калке.
Так вот, в семье Александр был вторым сыном, а всего было 11 детей: девять сыновей и две дочери.
С юных лет Александр был вовлечён в бурные политические события, которые разворачивались вокруг княжения в господине Великом Новгороде – одном из крупнейших городов средневековой Руси, где власть в то время принадлежала народному вече. Именно на вече новгородская аристократия решала, кого пригласить на княжение в город, то есть фактически исполнять роль наёмного воеводы. Естественно, когда Новгороду грозила военная опасность, городская аристократия становилась более сговорчивой и щедрой, тогда как в мирное время новгородцы часто пригоняли даже популярных в народе князей, опасаясь, что князья могут захватить себе слишком много власти и влияния.
Впервые на новгородское вече Александр попал в этот город ещё трёхлетним младенцем – зимой 1223 года, когда его отца Ярослава Всеволодовича пригласили на новгородское княжение. Однако княжение оказалось недолгим: в конце того же года вече расторгло договор с Ярославом, и тот был вынужден вернуться в Переяславль.
Через три года – в 1226 году – князя Ярослава вновь пригласили в Новгород, поскольку против Новгородской республики активизировался финский союз племён. Финны перерезали множество дорог, ведущих в Новгород, напали на Старую Ладогу, в самом Новгороде стоял такой страшный голод, что люди ели мох, водяной клевер, сосновую и липовую кору. Что ж, Ярослав успешно отбил нападение.
Но в следующем 1228 году Ярослав Всеволодович вновь рассорился с вече. Князь привёл в город войско из Владимиро-Суздальского княжества, чтобы вместе с новгородцами идти на Ригу воевать против рыцарей-меченосцев, которые и подстрекали финнов нападать на Новгород. Но план расстроился, поскольку новгородское ополчение отказывались идти без псковичей, а псковичи к тому времени заключили мир с орденом и отказались воевать, подняв восстание: дескать, Ярослав на самом деле планирует идти на Псков, чтобы завоевать город.
Тогда Ярослав опять покинул город, но на этот раз оставил в нём в качестве князей своих сыновей – девятилетнего старшего сына Фёдора и восьмилетнего Александра. Вместе с детьми остались бояре Ярослава и дружина.
Но заместителям князя, однако, не удалось справиться с новгородской «вольницей», и в феврале 1229 года всем людям князя пришлось срочно бежать в Переяславль. В то время в Новгороде утвердился черниговский князь Михаил Всеволодович, будущий мученик за веру, правивший дружиной в Новгороде в режиме «удалёнки».
В итоге рыцари вновь усилили натиск на Новгород, и в 1230 году новгородцы снова пригласили Ярослава, а тот, в свою очередь, отправившись в поход, вновь оставил на княжение в городе сыновей – Фёдора и Александра. Вскоре братья сами стали считаться князьями, хотя, конечно же, реальная власть целиком оставалась в руках их отца.
* * *
В 1233 году в семье Ярославичей случилась трагедия: старший сын Фёдор то ли умер, то ли был отравлен: его внезапная смерть случилась перед самой свадьбой, когда всё уже было готово к свадебному пиру. И Александр совершенно неожиданно для себя стал править Новгородом практически самостоятельно: в это время его отец был занят в походах под Юрьевом против литовцев и немецких рыцарей. А в 1236 году Ярослав Всеволодович занял освободившийся киевский престол, и шестнадцатилетний Александр стал полновластным правителем Новгорода.
Начало его княжения пришлось на страшную пору в истории Руси – нашествие татаро-монголов. Правда, до Новгорода полчища Батыя не дошли. Но большая часть Северо-Восточной Руси, Владимир, Суздаль, Рязань и другие регионы были разрушены. Погибли многие князья, в том числе и ближайшие родственники самого Александра.
Одновременно над Новгородом возникла угроза завоевания с запада: со стороны Литовского государства.
Ещё большую опасность для Новгорода представляло продвижение с севера Швеции, а также немецких рыцарей-крестоносцев.
В этих условиях Ярослав и Александр приняли тяжёлое, но единственно верное в тех условиях решение: они заключили союз с Батыем, который был согласен довольствоваться ежегодной данью с Новгородских земель. Причём Александр стал даже побратимом ханского царевича Сартака, чем полностью развязал себе руки для обороны на западных рубежах.
И вовремя: известие о страшном разгроме Руси побудило шведского ярла Биргера, который приходился зятем шведскому королю Эрику Эриксону, отправиться на завоевание Новгородских земель.
Шведское войско вторглось в новгородские пределы летом 1240 года. Их корабли вошли в Неву и остановились у устья её притока Ижоры, где лагерь шведов был внезапно атакован дружиной Александра Ярославича. За эту победу юный княжич и получил почетное прозвище Невского князя.
Тем не менее победа не только усилила политическое влияние Александра, но и способствовала обострению его отношений с вече. В итоге Александр в том же году был вынужден покинуть Новгород.
* * *
Но ненадолго. После вторжения ливонских рыцарей, которые пришли в новгородские земли, взяли город Тесов на реке Луге и поставили крепость Копорье, новгородцы вновь послали за Александром.
Князь вернулся и быстро собрал войско. В том же году Александр взял крепость Копорье.
А на следующий год он с новгородцами и суздальской дружиной своего младшего брата Андрея Ярославича двинулся к Пскову. Город был взят без особого труда; немцы, бывшие в городе, перебиты или отосланы в качестве военной добычи в Новгород.
Развивая успех, русские войска вступили в Эстонию. Однако в первом же столкновении с рыцарями передовой отряд новгородцев потерпел поражение.
Александр приказал отступить к берегам Чудского озера.
5 апреля 1242 года на льду Чудского озера – «на Узмени, у Вороньего камня» – произошла битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище. Конная атака рыцарей смяла передовой полк, но затем немцы и эстонцы были окружены и методично перебиты.
Летописец писал: «И гнались за ними, избивая, семь верст по льду». так что, киношная версия о том, что тяжеловооружённые рыцари провалились под лёд и утонули, является выдумкой Эйзенштейна.
Правда, в оценке потерь немецкой стороны русские и западные источники расходятся. Согласно Новгородской летописи, погибло 400 (в другом списке 500) немецких рыцарей и бесчисленное множество «чуди», то есть эстонских наёмников. В Ливонской хронике говорится лишь о 20 погибших и 6 пленных немецких рыцарях. Впрочем, эти различия могут быть объяснены тем, что русские хронисты считали всех убитых немецких воинов в дорогих доспехах, считая их рыцарями, а автор Ливонской хроники – только «братьев-рыцарей», то есть действительных членов ордена, оставив за скобками число погибших наёмников.
* * *
Впрочем, это были не единственные победы Невского.
В 1245 году он нанёс ряд поражений литовцам. Многие литовские князья были перебиты или захвачены в плен.
Известен ещё один – более поздний поход Александра против шведов, в 1256 году. Он был предпринят в ответ на новую попытку шведов вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном – русском – берегу реки Наровы. Поход закончился успешно: «И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли и обратно возвратились в землю свою со множеством полона».
Но Александр не только воевал с Западом.
Около 1251 года был заключён договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров.
Позже князь заключил договор о торговле с «Готским берегом» – торговым союзом шведских городов, а также с Ганзейским союзом немецких городов.
* * *
Тем не менее генеральной линией политики Александра был отказ от всякого сотрудничества с Западом и прежде всего с католической церковью.
Известно, что в 1248 году папа Иннокентий IV отправил Александру два послания, в которых предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар – но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола.
Но это предложение появилось не просто так. В самой Италии тогда шли сражения между сторонниками папы (гвельфами) и сторонниками власти императора Священной Римской империи (гибеллинами). Нужны были солдаты и для продолжения крестовых походов на Ближнем Востоке. Поэтому папа Иннокентий IV на протяжении многих лет рассылал воззвания по православным странам, призывая иерархов для переговоров об унии с католической церковью
Вот как передаёт житие князя его знаменитый ответ папским посланникам:
«От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого – всё то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем».
* * *
Скончался великий князь 14 ноября (27 по старому стилю) 1263 года в Городце, недалеко от Владимира, возвращаясь из очередной поездки в Золотую Орду.
Перед кончиной он принял монашеский постриг под именем Алексий.
6 декабря (23 ноября по старому стилю) 1263 года князь Александр Невский был погребён в Рождество-Богородичном монастыре во Владимире.
* * *
Интересно, что почитание великого князя началось практически сразу же после его погребения. В летописях сообщается о чуде, которое произошло при погребении князя: когда во время заупокойной службы митрополит Кирилл приблизился к гробу, чтобы вложить в руку Александра разрешительную грамоту, рука умершего сама простёрлась, как бы живая, и приняла грамоту.
«После того как митрополит поведал об увиденном народу, некоторые с того дня стали призывать святого Александра в своих молитвах», – писал митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков).
Вскоре – между 1260-м и 1280 годами – монахи Рождественского монастыря составили и «Повесть о житии Александра Ярославича Невского». И как не вспомнить легенду, что накануне Куликовской битвы святой благоверный князь восстал из гроба и выступил на помощь правнуку своему, великому князю Дмитрию, помогая ему одолеть иноплеменников.
После Куликовской битвы состоялось первое открытие и освидетельствование мощей святого князя. Святому было учинено монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы.
* * *
В то же время именно святой благоверный князь стал первой жертвой большевиков во время объявленной в начале 20-х годов антирелигиозной кампании по вскрытию мощей.
Вскрытие раки святого состоялось 12 мая 1922 года: несмотря на сопротивление церковнослужителей и верующих, вскрыли раку. Вскрытие мощей провели публично. Для этого были приглашены работники райкомов партии, коммунисты, представители воинских частей, общественность. Более того, вскрытие мощей по приказу Антирелигиозной комиссии ЦК было снято на киноплёнку, и в 1923 году в кинотеатрах всей страны демонстрировалась «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского». Сами мощи были выставлены на всеобщее обозрение в Музее истории религии и атеизма – в здании закрытого Казанского собора в центре «Петроградской коммуны».
Что ж, деятели Антирелигиозной комиссии ЦК, полагаю, были бы немало удивлены, если бы им удалось узнать, что уже в 1937 году святой благоверный князь будет «реабилитирован» – вместе с другими патриотическими полководцами дореволюционной российской истории. А фильм Эйзенштейна, посвящённый князю, станет подлинно народным кино.
* * *
Священномученик Фаддей (Успенский):
«Мы собрались сегодня, братие, для духовного празднования в честь святого благоверного князя Александра Невского. Но многие ли вполне отчётливо сознают, в чём состоит смысл и значение этого празднования? Одни, например, при мысли о праздновании сем вспоминают прежде всего о том, что святой благоверный князь Александр Невский сам побеждал врагов нашего отечества, а потому, думают они, доселе к нему следует обращаться с молитвою более всего о том, чтобы он сопутствовал нашему отечеству в бранях и ныне. Другие, вспоминая, что святой благоверный князь Александр занимался государственно-общественной деятельностью, склонны сосредоточивать всё внимание на этой стороне его деятельности. Но многие ли знают о том, что лежало в самой основе жизни и деятельности святого благоверного князя? Если мы приведём себе на память, что более верою и молитвою, чем воинством, побеждал святой благоверный князь врагов своих, подготовляясь к победе молитвою, постом и причащением Святых Тайн, если вспомним, что, имея всю возможность и множество поводов на княжеском престоле угождать себе самому, святой благоверный князь предпочитал быть отцом для граждан своего отечества, миловать нищих, вдов и сирот, что он, скончав земной подвиг, несенный им ради блага отечества, преимущества княжеского достоинства легко сменил на схиму, то нам будет ясно, что жизнь святого благоверного князя являет в себе множество отблесков духовного образа того же самого “нового человека, который обновляется… по образу Создавшего его”, каковой образ носили все вообще святые, в особенности же воплотили преподобные мужи, обитатели пустынь. У них научился многому святой благоверный князь Александр; у них учились и учатся, по крайней мере чрез писания их, едва ли не все общественные деятели, хранящие заповеди Христовы (например, привлекший особенную народную любовь святитель Иоанн Златоуст). О нашем долге уяснить себе черты этого духовного лика преподобных, запечатлеть их в умах и сердцах и по мере сил наших воплотить их в своей жизни – вот о чём напоминает нам ежегодное духовное празднование в честь святого благоверного князя Александра.
Услышав это, быть может, кто-либо подумает: “Неужели же и ныне нужно идти в пустыни, чтобы учиться у преподобных?” Конечно, пустыня есть истинное и лучшее училище для желающий жить по духу Христову, ибо там более всего заботятся, всю жизнь свою посвящают тому, чтобы воплотить в себе образ Христов. У преподобных мужей должны бы были учиться и современные люди жизни духовной, ибо существо духовной христианской жизни одно во всех святых, так как нет особой религии для князей, для священников, мирян, воинов и различных общественных деятелей».
Произнесено в церкви Олонецкой мужской гимназии 23 ноября 1904 года