В 439 году византийская императрица Евдокия получила от Иерусалимского патриарха Ювеналия очень странный подарок – обычные тюремные кандалы.
Вернее, не совсем обычные.
Как уверял императрицу сам патриарх Ювеналий, это были те самые кандалы, в которые, согласно книге «Деяния святых апостолов», был закован апостол Пётр по приказу правителя Иудеи царя Ирода Агриппы. Ранее Ирод «убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян. 12: 2), затем по его приказу был брошен в темницу Пётр. В книге о деяниях апостолов отдельно указано, что Пётр был скован двумя цепями. Ночью же свершилось чудо: в темницу явился ангел, пробудил апостола, и «цепи упали с рук его» (Деян. 12: 7). Пётр встал, оделся и ушёл из темницы. Сам он не понимал, видение это или реальность. Осознание пришло только тогда, когда он оказался у дома собратьев-христиан, у дома «Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились». Затем из соображений безопасности Пётр покинул это место.
Патриарх клялся, что после того, как апостол Пётр чудесным образом исчез из темницы, тюремщики бережно сохранили его оковы, ведь они позже стали считать апостола Петра чуть ли не живым воплощением Бога.
* * *
Разумеется, подарок был преподнесён не просто так.
Ювеналий сам себя произвёл из епископа в патриархи. Дело в том, что ещё со времён императора Константина, решившего восстановить Иерусалим, на руинах которого был построен римский город Элия Капитолина, епископ прежней столицы уже не существующей Иудеи был обычным епископом, подчиняющимся в обычных делах митрополиту Кесарии Палестинской, где исторически располагалась ставка римского наместника. Да, на Никейском соборе иерусалимскому епископу было высказано «преимущество чести», но в церковной «вертикали власти» владыка Иерусалима был обычным епископом. Между тем в Иерусалиме строились церкви, сюда стекались паломники, составлявшие богатые пожертвования, да и сами епископы Иерусалима не раз напоминали строки из Священного писания, в которых апостолы предписывали христианским общинам в Европе посылать деньги в Иерусалим. Понятно, что при таких богатствах епископы Иерусалима всё больше и больше тяготились своей зависимостью от митрополита Кесарии.
Ювеналий эту зависимость разорвал, но сразу его притязаниям воспротивился Кирилл Александрийский, митрополит Александрии Египетской, который мнил себя духовным центром всего Ближнего Востока. Именно в Александрии в то время располагались и самые большие христианские общины евреев, вынужденных в конце I века бежать от войны в Иудее. Следом против «выскочки» Ювеналия восстали и другие восточные епископы; поднят был даже вопрос о низложении Ювеналия.
Понятно, что в таких условиях его могла спасти только защита императора. И он предложил императрице Евдокии сделку.
* * *
Евдокия, конечно же, ни на секунду не поверила в чудотворность тюремных кандалов – она вообще в то время не была христианкой и довольно скептически относилась ко всем этим россказням малообразованных христианских миссионеров.
Но Евдокия была умной женщиной и прекрасным политиком, она умела просчитывать все политические комбинации.
Её настоящее имя – Афинаида, то есть посвящённая богине Афине. Будущая императрица родилась в Афинах около 401 года в семье известного языческого философа Леонтия – ритора Афинской академии.
Как писали историки, Афинаида обладала поразительной красотой: «Белокурые вьющиеся волосы золотым ореолом обрамляли лицо, ещё больше оттеняя свежесть и нежность её кожи; взгляд у неё был прекрасный, глаза умные и живые, в то же время скромно опускавшиеся; безукоризненной формы греческий нос и грациозная, благородная поступь дополняли обаяние молодой девушки».
Её старшие братья, также занимавшие посты в Афинской академии, решили воспользоваться красотой девушки в свою пользу: они отправили Афинаиду в Константинополь, где в то время регент императорского престола Пульхерия подыскивала невесту для своего младшего брата – императора Феодосия Второго.
Как писал Сократ Схоластик, жизнь юного императора Феодосия была подобна монастырской – в хорошем смысле этого слова. Император рано просыпался и вместе с сёстрами пел христианские антифоны – он на память знал всё Священное писание. Затем он упражнялся в науках и искусствах, лично составляя проекты строительства новых дворцов, храмов и общественных зданий. В частности, именно Феодосий построил знаменитые «стены Феодосия», опоясывающие город. И вообще «он был добрым, никому не мстил и никого не оскорблял, воздерживался и от гнева, и от печали, и от удовольствий».
Но вот государственными делами заведовала его старшая сестра Пульхерия. Она и подыскала невесту брату – красивую, но безродную девушку, которая, как казалось Пульхерии, никогда не составит ей конкуренции.
* * *
Но Пульхерия ошиблась. Помимо красоты Афинаида обладала и острым умом.
Приняв новую веру и новое имя Евдокия, императрица стала постепенно оттирать Пульхерию от власти.
И опорой ей в этом стали обиженные провинциальные священники – полученное от отца образование позволяло Евдокии свысока смотреть на все богословские диспуты. Для неё не существовало ни ересей, ни монофизитских споров о сущности Святой Троицы – но только борьба за власть.
Не без участия Евдокии в 425 году в Константинополе был открыт университет, в котором первенствующее место было отведено изучению греческой культуры и философии.
В 439 году она посетила с паломничеством Святую землю. В Иерусалиме она раздала обильные дары, пожертвовала для Голгофского придела великолепный золотой крест, осыпанный драгоценными камнями, присутствовала при освящении церкви. И получила от патриарха Юлиана «честные вериги святого апостола Петра».
Она сразу оценила этот дар. Как императрица Елена, мать равноапостольного Константина, обрела в Иерусалиме Святой и Животворящий Крест, так и она, Евдокия, обрела новую святыню государственного характера.
В честь обретения вериг был тут же учреждён новый государственный праздник. Часть драгоценной цепи она послала в Рим своей дочери Евдоксии, выданной замуж за римского императора Валентиниана III.
* * *
Но у Рима всегда была собственная гордость.
В честь священного дара император приказал построить в центре Рима новый храм Святого Петра – San Pietro in Vincoli, что переводится как «Святой Пётр в веригах». Но рядом с цепью из Константинополя император Валентиниан велел повесить ещё одни вериги апостола Павла – те самые кандалы, в которых апостол содержался в Мамертинской тюрьме Рима и принял мученическую смерть по приказу Нерона.
* * *
Но вольное обращение с христианскими святынями – вернее, политическая профанация вопросов веры – привело к весьма тяжёлым последствиям для царственных особ, полагающих себя выше и Божественных законов.
Вскоре Пульхерия, которая, казалось, бы добровольно отказалась от власти, провернула новую интригу. Её союзниками стали члены старой клерикальной партии, обиженные новыми союзниками императрицы.
В 441 году Евдокия была обвинена в супружеской измене с Павлином, другом детства Феодосия II. В итоге Павлин был казнён, а Евдокия отправлена в ссылку, которую она предпочла отбывать в Иерусалиме.
Там её сторонниками был насильно смещён с кафедры патриарх Юлиан, которого она заподозрила в измене.
Печальные вести пришли и из Рима. Валентиниан III был убит заговорщиками, а императрицу Евдоксию насильно взял в жены организатор заговора – новый император. В 455 году вандалы разграбили Рим и увели Евдоксию и её дочерей – внучек Евдокии – в плен, из которого удалось убежать только одной внучке.
После этого в жизни Евдокии начался новый период: она начала жить как частное лицо, но благодаря оставшимся богатствам прославилась как щедрая благотворительница и устроительница церквей, монастырей и больниц. Также она восстановила разрушенные более столетия назад стены Иерусалима, считая, что именно к ней относятся строки 50-го псалма: «Ублажи, Господи, благоволением (по гречески – Евдокия) Твоим, Сион, и пусть воздвигнутся стены Иерусалимские».
Также Евдокия построила на месте смерти первомученика Стефана базилику в его честь – более обширную и богатую, чем храм Гроба Господня.
По совету святого Симеона Столпника она принесла искреннее покаяние за поддержку монофизитов, чем способствовала окончательному искоренению ереси. За это она была после смерти прославлена в лике святых.
* * *
Ныне вериги апостола Петра находятся в Риме в том самом храме, который построил император Валентиниан.