Базовая единица церкви
Церковь в нашем представлении чаще всего ассоциируется с храмом. Действительно, в России с самого крещения Руси церковная жизнь строится вокруг храмов, так как именно в таком виде – храмовой религии – христианство пришло к нам из Византии. Традиционно в нашей стране храм, весь комплекс помещений и прихрамовая территория называется приходом. Таким образом, приход – это базовая единица православной церкви. И если в том или ином населённом пункте есть православная церковь, то присутствует она там в виде прихода.
Цели и задачи прихода
Выделим две главные составляющие прихода, без которых он не может существовать. Это территория, приход всегда имеет конкретную географическую локализацию, и иерархия – специально посвящённые люди, обладающие особым статусом, который даёт им право совершать обрядовые и организационные действия на приходе.
Цель прихода и его назначение – совершать религиозно-обрядовые действия, главными из которых считают таинства. Для чего нужны религиозные обряды, в частности таинства? Для соединения с Богом. Именно эту задачу выполняют большинство религий: соединение человека с Богом или с Божественной реальностью. Для соединения с Богом в данной парадигме необходимы специальные священные места и прошедшие инициацию люди. Потому что священные обряды, позволяющие соединяться с Богом, могут проводить только специально посвящённые люди в особо освящённых местах и при наличии священных предметов. Резюмируя, можно сказать: в центре приходской жизни находится богослужение. Приход нужен для того, чтобы оно могло осуществляться. Важно отметить, что все эти характеристики можно отнести и к большинству нехристианских религий. Там тоже есть свои священные места, свои культовые обряды и специально инициированные жрецы, имеющие право для их совершения. То есть по своей форме жизнь христианского храма очень похожа на жизнь языческого, хотя, конечно, содержание должно принципиально отличаться.
Доприходская эра
Всегда ли был приход? В первом веке, как считают известные экклезиологи (экклезиология – учение об устройстве Церкви. – «С») протопресвитер Николай Афанасьев и митрополит Иоанн (Зизиулас), никаких приходов не было. Тогда каким образом существовала церковь в свой самый ранний период? Что было базовой единицей церкви тогда? Писание Нового Завета, самый авторитетный источник о жизни ранней церкви, говорит нам, что такой единицей была группа верующих во Христа людей, община, которая постепенно эволюционировала в приход. Какая же разница между общиной I–II века и приходом? У общины ранней церкви отсутствуют главные характеристики прихода: территориальность, иерархия, священные предметы. Община, как правило, собиралась не в каком-то сакральном пространстве, а в домах, где жили христиане. Не было разработанных ритуалов и особым образом посвящённых жрецов, способных их совершать. При этом, как отмечает известный историк церкви протопресвитер Николай Афанасьев, в общине не было анархии, были свои старшие, но они не представляли собой отдельную касту, принципиально отличную от непосвящённых.
Какие же основные характеристики, принципы существования и цели мы выделим у общины? В общине люди собираются не по территориальному принципу, а в силу личных связей. В центре общины находится не культовое действие, а общение как выражение любви друг ко другу и ко Христу, собравшему церковь. Это общение и проповедь веры внешним и есть цель общины. Соединение с Богом происходит не через разработанный ритуал, а через личностное взаимодействие и совместное служение – не только молитвенное, но и деятельное: милосердное служение людям и проповедь Евангелия. Христиане свои собрания так и называли – «любовь», по гречески агапэ. Отсюда пошло и наименование христианской трапезы – агапа. Поэтому христианин первого века шёл не в храм и не на приход, он шёл на или в любовь. На собрание любви, трапезу любви, общение любви. Это, кстати, давало повод язычникам обвинять христиан в устроении тайных оргий. Язычники, как, возможно, и многие сейчас, понимали любовь в крайне узком значении. Но для христиан основополагающим для их общин была заповедь Христа: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга».
Духовная революция
Христос и апостолы производят в мире настоящую духовную революцию. Известный русский богослов протопресвитер Александр Шмеман говорит, что Христос объявил «конец религии». Это хорошо видно из Его разговора с самарянкой (Ин 4: 4–42). Когда женщина спрашивает Иисуса о том, где правильно поклоняться, Он отвечает ей: «Приходит час, и теперь есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему». То есть женщина спрашивает Иисуса о правильном месте для поклонения для установления связи с Богом. Иисус говорит, что эта связь с Богом зависит не от географической локации, а от внутренней приобщённости человека к Богу. Но если бы духовный путь сводился бы только к внутреннему диалогу с Богом, это бы ещё не было вполне религиозной революцией, потому что и в нехристианском опыте есть опыт отшельников, аскетов, которые путём медитаций, внутренней работы добивались какого-то просветления. Поэтому связь с Богом в христианстве обусловлена ещё и отношениями с другими верующими. «Ибо где двое или трое собрались во имя Моё, там и Я посреди них», – говорит Христос в Евангелии от Матфея (18: 19–20).
Таким образом, мы видим принципиальное различие между общиной ранней церкви и более поздним приходом. Если христианин первого века попал бы в современную православную или католическую церковь, то – по крайней мере в первые минуты – он подумал бы, что попал в языческий храм, потому что увидел бы все черты, характерные именно для языческого культа. Наоборот же, язычник того периода, зашедший на современный приход, чувствовал бы себя достаточно комфортно, увидев все привычные для него религиозные элементы.
От общины к приходу
Каким же образом община со временем становится приходом? Можно сказать, что происходит реакция на ту революцию, которая произошла в первом веке. Община и форма церковной жизни становятся мало отличимы от иудейских и языческих.
Каким образом происходит откат? Постепенно христианские общины становятся больше и больше и не всегда могут поместиться в чьём-то доме. Тогда христиане начинают собираться в отдельных помещениях, специально отведённых для христианских собраний. В Риме христиане из-за страха перед гонениями начинают встречаться не дома, а в погребальных катакомбах, официально регистрируясь как погребальные братства, что давало им возможность собираться легально. Конечно, первоначально эти отдельные помещения как сакральные не рассматривались и храмами не именовались. Но постепенно они стали превращаться в храмы, восприниматься как некоторое сакральное пространство. Параллельно стало появляться своего рода христианское жречество, то есть особо посвящённые христиане, отделённые от других христиан специальной инициацией, о чём мы писали. При этом христианская община постепенно теряла свои границы и распадалась. В IV веке христианство становится государственной религией, массы язычников хлынули в церковь. Первоначальные очень строгие границы церкви размываются. Исчезают христианские общины. Все в городе христиане, а значит, весь город как бы одна община. Поэтому надо просто строить места для проведения богослужений. Таким образом формируется приход. Он характеризуется постепенным распадом внутренних связей между христианами. Христиане начинают собираться по территориальному признаку, а не в силу личных отношений. Личные отношения формируют другие общины – светского характера: сословные, профессиональные и пр. Естественно, градус духовной жизни сильно понижается, церковь адаптируется к самым базовым религиозным инстинктам, которые требуют удовлетворения у широких, мало просвещённых верой народных масс.
Формы религиозности всё более напоминают языческие и ветхозаветные, но христианское мировоззрение всё равно остаётся принципиально отличным от языческого, что и определяет развитие человечества и культуры – прежде всего, конечно, европейской. Сама идея общины из церкви тоже не уходит, формально приход могут называть общиной, где-то рождаются общины по образу апостольской, но такая община уже не является главным способом существования церкви.
Попытка сохранить христианскую общину в чистом виде остаётся у древних монахов, ведь древнее монашество – это попытка сохранить евангельский необмирщённый идеал христианской жизни. Но для этого монахам надо было максимально отсоединиться от остальных христиан, образовать как бы отдельную христианскую касту. Известный лютеранский богослов Дитрих Бонхёффер писал, что монашество, с одной стороны, хотело сохранить высокие идеалы Евангелия, с другой, способствовало ещё большему обмирщению церкви. Потому что у христиан появилось твёрдое убеждение, что жить в полноте по Евангелию возможно не всем, а только особо избранным. Бонхёффер говорит о «дешёвой благодати», которую ищут те, кто не выбирает узкий (монашеский) путь, а ищет более лёгкий.
Мы видим, что возникновение приходов для церкви является не прогрессом и развитием, а наоборот, откатом к формам, которые ближе ветхозаветным и языческим. Принципиально то, что теперь в центре церковной жизни становится культовое действие, которое осуществляется профессионалами. Личные связи любви, на которых настаивает Христос в Евангелиях, становятся факультативными. Понятие служения сводится к совершению религиозного обряда, это служение доступно только особо посвящённым, основная масса народа, то есть миряне, не могут служить, являются пассивными акторами внутри церкви. В каком-то смысле большинство верующих становятся не совсем церковными, потому что наименование «миряне» означает «мирские», что является антонимом церковному, священному.
***
Дальнейшее развитие прихода, в частности в России, и положение прихода сейчас мы рассмотрим в следующей статье.