В разгар Великого поста с Украины приходит известие, что киевские власти выселяют монахов УПЦ из Киево-Печерской лавры. Кроме того, в ближайшее время ожидается ревизия мощей, находящихся на территории обители. Сама процедура законна, но безусловно унизительна, особенно в контексте дележа церковного имущества государственными руками.
Настоятель Киево-Печерской лавры, канонически верный УПЦ МП митрополит Павел (Лебедь) уже заявил, что монахи не выполнят предписание Киева и не уйдут из монастыря. «Несмотря на угрозы расправы, мы не намерены выселяться. Сейчас не 1917 год», – сказал владыка.
На Украине действуют три лавры: Печерская в Киеве, Успенская в Почаеве и Святогорская. Первой была, конечно, столичная, а две другие образовались фактические после разорения Киева татарами. Но, как это водится, ограблению, поджогам и закрытию в разное время подвергались все они.
Монахов из Киево-Печерской лавры выгоняют не в первый раз.
Почти сразу после большевистского переворота в начале 1918 года был убит настоятель лавры митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Он был тогда последовательным противником революционных брожений в церкви и выступал за единство, несмотря на амбиции Всеукраинского собора и нацеленность на автокефалию.
Вечером 25 января прямо в покои к владыке пришли вооружённые люди, вывели его на улицу и между валами Старой Печерской крепости выстрелили в него в упор, потом добили штыками, сорвали с него панагию, серебряный набалдашник с посоха, забрали часы, сапоги и даже тёплые носки.
Всего на это преступление у бандитов ушло меньше 30 минут. Результаты расследования туманны, убийцы не были найдены.
Грабили лавру в 1922-м и 1923 году под прикрытием декрета об изъятии церковных ценностей, а в 1924 году её и вовсе отдали под управление «обновленческой» (читай «чекистской») церкви. Тогда на вынос пошла мебель, ковры и прочие ценности. Четыре лаврских корпуса разобрали на кирпичи, продавали чугунные ограды могил, колокола и надгробия.
За одну только зиму с 1924-го на 1925 год по доносам о сокрытии лаврских «богатств» органы безопасности арестовали 28 монахов и 6 мирян. Под репрессии подгонялась фактура, фабриковались дела, одним из которых стало уголовное дело «Жеретиенко и другие» по имени лаврского настоятеля архимандрита Климента (Жеретиенко). А грабёж не останавливался ни на день: за это время чекисты конфисковали свыше 350 ценностей монастыря, включая золотую ризу чудотворной иконы Успения Божией Матери (место нахождения её подлинника до сих пор не установлено).
Ещё через два года обитель получила статус музея, и к началу 1930-х годов ни от братии, ни от самого монастыря ничего не осталось. Монахи были выселены, сосланы и частично расстреляны, святыни «национализированы», т.е. присвоены советской властью.
Во время фашистской оккупации немецкая военная администрация обустроила на территории лавры полицейский участок с местами для казней. Они же взорвали центральный Успенский собор монастыря. Но при них же в стены обители вернулась монашеская жизнь. И после освобождения Украины Советы не стали сразу закрывать лавру, так как у Сталина возникала мысль использовать церковь в своих политических целях.
Из служебных записок КГБ исследователи заключили, что «безопасников» в это время сильно тревожила динамика церковного роста. За 1955–1956 гг. на Украине появилось свыше 200 новых иноков, а количество семинаристов возросло на 140 человек, конкурс в Киевскую семинарию составлял 4 абитуриента на место.
Оперативники квалифицировали монастыри как «рассадники религиозного фанатизма» и вменяли церкви разжигание фанатизма, организацию религиозного просвещения детей, открытие нелегальных курсов по подготовке к поступлению в семинарии.
Начались новые притеснения церкви. К этому периоду относится знаменитое дело «Прозелиты» 1952 года. Среди обвиняемых были наместник лавры архимандрит Кронид (Сакун), заведующий канцелярией лавры бывший белый офицер схимонах Пимен (Иванов), репатрианты и бывшие эсеры Н. Карпова и её брат Я. Карпов (ранее дважды репрессированный).
Жизнь обители стала угасать. В самой лавре количество насельников сократилось с 96 в 1958 г. до 12 на декабрь 1960 г. Во второй половине 1950-х гг. у неё отобрали пять из восьми корпусов, закрыли Дальние пещеры, богослужение совершалось только в одном Аннозачатьевском храме.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 16 октября 1958 г. № 1160 «ускорить решение» о закрытии всех монастырей РПЦ в Украинской ССР, гайки закручивались до скрипа. В справке о проделанной по религиозной линии работе за подписью заместителя 5-го (антирелигиозного) отдела 4-го Управления КГБ подполковника П. Рашевского отмечалось, что с декабря 1959-го по июнь 1960 года закрыто 8 монастырей и 322 православных храма, а также «проведены мероприятия по ограничению деятельности Киево-Печерского монастыря с перспективой его последующей ликвидации в 1961 году».
Так и случилось. Монашеская молитва оборвалась в обители в 1961 году и возродилась только через 27 лет – в дни празднования 1000-летия Крещения Руси.
Кто мог бы предположить тогда, что врата лавры снова закроются через 32 года, но совсем по другим причинам. В разгар пандемии коронавируса киевский мэр Виталий Кличко объявил о закрытии лавры на карантин. В тот же день силовики блокировали лавру и ввели пропускной режим. На тот момент в апреле 2020 года заражение подтвердилось у 122 человек: 103 священнослужителей, ректора Киевской духовной академии и семинарии митрополита Сильвестра (Стойчева), а также 18 её семинаристов и преподавателей. К сожалению, тогда трое насельников умерли от осложнений, вызванных вирусной инфекцией, шестеро послушников и монахов вернулись после госпитализации и лечения.
Сегодня обитель снова проходит испытание. Но что сохранит история? Она сохранит имена гонителей и тех, кто сохранил свою верность. И лавра устоит, если будет кому в неё вернуться.