Вспомнилось, что все они размышляли о Кресте. Пушкин в «Мирской власти» говорил, как у Креста власть мира сего ставит вооружённую стражу, чтобы не пускать простой народ, ограждая от
Христа, предавшего послушно плоть свою
Бичам мучителей, гвоздям и копию.
Отец Виталий в Крестопоклонную неделю 1977 года говорил об открывшейся апостолам парадоксальной связи Креста и торжества Истины. Для свидетеля веры архимандрита Сергия Крест связан с обязательным свидетельством о вере в любые времена в любых обстоятельствах: «Скажите, кто нам препятствует свою жизнь – не только семейную, но всю свою жизнь – устраивать так, чтобы она свидетельствовала о том, что мы – дети Христовы? Никто. Только мы сами. Почему же мы этого не делаем? По своему малодушию, маловерию, по своему ничтожеству духовному. И здесь нас никто не спасёт. Тот, кто не несёт свой крест и не идёт за Христом, – не достоин Христа». И вся моя сознательная жизнь в церкви связана с человеком, который в молодости ходил в этот собор, слушал отца Виталия и выпустил чудесную книгу проповедей «Путь Креста». В общем, нельзя было пройти мимо Елоховского.
Зашёл. Ранняя литургия заканчивалась. Приложился ко кресту на аналое. Тут выходит седовласый мудрого вида священник после отпуста на проповедь и произносит: «Святое Евангелие сегодня говорит нам, что надо отвергнуться себя, взять крест и следовать за Христом. Что значит отвергнуться себя – многие понимают, а вот о своём кресте люди редко думают. Об этом я и хочу сегодня сказать».
Я-то уже было направился к выходу, потому что изрядно торопился, но тут ёкнуло – не зря зашёл. Развернулся и встал с людьми – ведь и я хотел бы о Кресте думать чаще и понять, как и где можно взять именно свой крест и следовать за ним.
Наверное, только и могут донести смысл Креста Христова как события нашей жизни живое слово проповеди, Священное Писание и высокая поэзия, подумал я, но на этот раз ошибся. Интрига закончилась, едва начавшись. Священник говорил о несении креста как умении стойко переносить хвори, житейские неудобства и передряги: не ругаться, никого не обижать и самому не обижаться. В общем, не невесть какая мудрость, хоть и её надо с детства осваивать. В наше время за таким знанием, которое должно давать просто воспитание, идут к психологам и психотерапевтам. Вопрос: при чём тут Крест, крестный путь, крестная мука Христа?
Ученик исповедников XX века и сам исповедник отец Павел Адельгейм писал в своём блоге: «В устах Господа Иисуса Христа слово “крест” означало служение, связанное с подвигом. Это служение может иметь разное содержание». Через Крест Христос послужил людям и Богу. К сожалению, до служения елоховский священник не дошёл.
Нельзя же всякое огорчение и мучение, пусть и самое огорчительное и невыносимое, приписывать Кресту Христову. Когда говорят: пьющий муж или сын, многодетность, бездетность, болезнь, домашнее хозяйство – это мой крест, – не верьте, а проверьте. Действительно ли это для человека возможность неустанно свидетельствовать о вере во Христа с терпением и любовью, действительно ли он вдохновлен и благодарен Богу за возможность такого свидетельства. Крест, как бы тяжёл и трагичен он ни был, не обуза, не что-то только изматывающее, угнетающее, отнимающее последнюю радость, ввергающее в уныние и одиночество. Наоборот, Крест – это источник Света и Жизни, недаром его называют «живоносный» и «светозарный».
И вот вопрос: где же сегодня услышать слово о Кресте? А о том, что такое Христовы Любовь, Свобода, Истина, Милость, Вера? Именно Христовы, а не вообще любые.
Мало где такое удаётся услышать, чтобы внятно, убедительно и с силой – так, чтобы это становилось не внешним знанием, а твоим.
Проповедь как дар пророческого слова стала большой редкостью в церкви, как и редкостью стало понимание Креста как основания и источника Любви. И это не случайно. Можно сказать, что Слово проповеди и Крест – это одно, в Новом завете они неразрывны, потому и видим мы кресты на куполах, иконах и носим крестики, чтобы они напоминали нам о Пути. Недаром «свидетель» (кто возвещает веру во Христа) и «мученик» (кто идет крестным путем страданий) – по-гречески одно слово «мартирос».
На Великом Московском соборе 1917–1918 гг., предшествующем эпохе мученичества на нашей земле, вопрос о проповедничестве и проповедниках был одним из главных, по нему успели принять важные решения. Но кто их помнит – эти решения? И можно ли их сегодня исполнить? Об этом в следующий раз.