В России есть люди, которые волнуются в связи с изгнанием монахов Украинской православной церкви из Киево-Печерской лавры. Думаю, что таких не очень много, но есть. Меж тем как в этом изгнании нет никакой новости. Даже поразительно, насколько советскими методами действует украинская власть, обнажая свою прежде проведённую абсолютно картонную фейковую десоветизацию. Раба нужно из себя выдавливать по капле, как сообщил нам Чехов, а не отчитываться о сносах памятников, называя это «изживанием совка из украинского народа». Другими словами, как гнали церковь после 1917 года, так и гонят, хотя фигура Владимира Зеленского здесь не случайна. Всё-таки человек без корней с чётким политическим вектором и презрением к православию может совершить многое. И если вспомнить, что The Jerusalem Post назвала Зеленского самым влиятельным евреем, а Politico самым влиятельным европейцем 2022 года, то резонно предположить, что полнота ответственности за происходящее на нём. А если «это другое» и он тут не при чём, то может ли страна, которой руководит человек с теневым внешним управлением, рассчитывать на победу? И ещё можно всё спихнуть на перегибы на местах. Тоже очень советский до ужаса знакомый приём.
Поэтому удивляться происходящему не приходится. Это при том что буквально в эти дни в Ивано-Франковске захватили кафедральный собор, последний храм УПЦ в области, силой взяли кафедральный собор во Львове, там же экскаватором превратили Владимирский храм в груду мусора и так далее. Хмельницкие власти объявили об изъятии земли под всеми храмами УПЦ, таких же решений ожидают в Луцке и Ровно.
Юридически всё будет описано грамотно. Хотя все всё понимали заранее и готовились.
В мае 2022 года УПЦ соборным решением отмежевалась от Русской православной церкви во всех своих уставных документах. Но каток не остановить. В ноябре госслужбу Украины по этнополитике и свободе совести возглавил Виктор Еленский, ярый противник УПЦ. Начинаются обыски и задержания духовенства. И в то же время Зеленский ввёл санкции против руководства церкви, в том числе и наместника лавры митрополита Павла (Лебедя). С начала 2023 года часть храмов в «Верхней лавре» передали в пользование альтернативной церкви – ПЦУ, и вот руководство монастыря уведомляется о том, что договор аренды между государством (юридическим владельцем лавры) и церковью расторгнут, монахам необходимо покинуть помещения.
Чем эта схема отличается от учреждения большевиками «Живой» обновленческой полностью лояльной к новой власти церкви, используемой в качестве пушки против традиционного православия? В чём разница между этой историей и введёнными удушающими налогами на храмы в советское время, когда церкви закрывались в формально «законном» порядке?
Всё это только обличает «помышления сердечные» тех, кто перед агрессией внешнего захватчика пытается выглядеть невинной жертвой, исполненной благородства.
Так неужели кому-то из тех, кто принимает такие решения, действительно нужна Киево-Печерская лавра? Конечно! Но не как святыня, а как рычаг давления, как средство в борьбе за своё политическое (и, возможно, физическое) выживание.
Если бы разговор вёлся о святыне на языке святыни, то и вопрос о захвате не стоял бы. Но сегодня и в церкви о Христе мало говорят. Этот язык почти недоступен. Есть только экономическая и политическая целесообразность. Сухое безжизненное поле. Пустыня, в которой выживает сильнейший, а значит, и язык там соответствующий – насилие.