Будущий преподобномученик Вениамин Кононов родился 4 января 1868 года в семье самых обычных крестьян в деревне Евсевиевской Шенкурского уезда Архангельской губернии. В крещении он был наречён в честь отца – Василием.
С юных лет Василий мечтал о монашеской жизни. Благочестивые родители его не раз бывали в Соловецком монастыре, куда брали с собою и сына. И малышу каждый раз в обители казалось, что лучше места на земле и быть не может. И что нет участи лучше, чем быть монахом там, где нет места вражде и междоусобицам, где небо и земля более не спорят друг с другом, а есть только покой, красота и душевное отдохновение.
Это для городских, может быть, жизнь монаха покажется скучной и трудной, а для крестьянских детей это дивная сказка, когда можно жить в большой общине и заботиться друг о друге.
Но мечты мечтами, а оставить мир сей и уйти в монастырь не так-то просто даже и для трудолюбивых крестьянских парней: а кто родителям в старости помогать будет? Кто за скотиной и домом присмотрит?
Словом, пришлось Василию ждать до 25 лет – пока его родители, Василий Егорович и Пелагия Ильинична Кононовы, не отправились в мир иной. Ждать, конечно, было непросто: у иных в его возрасте уже дети взрослые бегают, а Василий даже женат не был, крепился.
* * *
В 1893 году Василий поступил в Соловецкий монастырь трудником (то есть добровольным помощником по хозяйству), а через четыре года он был принят в него послушником.
В монастыре Василий руководил хлебопекарней и заведовал расходной монастырской лавкой. За это время он окончил шесть классов Соловецкого братского училища, показав не только блестящие способности к наукам, но и большую склонность к иноческой жизни.
12 июня 1903 года настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Иоанникий (Юсов) постриг послушника Василия в монашество и нарёк ему имя Вениамин в честь священномученика Вениамина Синайского.
В 1905 году монах Вениамин был рукоположен во иеродиакона, а 15 июля 1908 года – во иеромонаха; он исполнял послушания уже в должности законоучителя братского училища.
* * *
В феврале 1910 года иеромонах Вениамин был назначен духовником Соловецкого монастыря.
В 1912 году новое назначение – уже настоятелем Антониево-Сийского монастыря, основанного ещё в 1520 году на небольшом полуострове Михайловского озера, в течении реки Сия, что в Холмогорском районе Архангельской области. Что тогда, что и сейчас Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья.
В том же году Вениамин Кононов был возведён в сан архимандрита.
Правда, уже через год ему пришлось вернуться в Соловецкий монастырь, куда проникли революционные настроения с Большой земли: некоторые из братии, недовольные распоряжениями архимандрита Иоанникия, выступили против настоятеля, и поскольку никаких серьёзных обвинений представить они не могли, то и стали писать на него начальству различные клеветнические измышления. В итоге архимандрит Иоанникий решил удалиться на покой, а новым настоятелем монастыря был абсолютным большинством голосов избран архимандрит Вениамин.
Случилось это в октябре 1917 года, когда с Большой земли стали приходить новости о революционных бунтах в столице бывшей империи, о новом церковном соборе в Москве, где будто бы постановили избрать патриарха – впервые за много веков.
Но Соловецкая обитель жила своей жизнью, даже не подозревая, какая страшная и в то же время блистательная участь ей уготована.
* * *
С самого начала управления монастырем отца Вениамина его ближайшим помощником стал иеромонах Никифор (Кучин).
Преподобномученик Никифор (в миру Николай Иванович Кучин) родился в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии. Служил в армии и дослужился до чина унтер‐офицера. После выхода в отставку Николай Иванович в 1909 году поступил в Соловецкий монастырь, в 1913 году архимандрит Иоанникий постриг его в монашество с именем Никифор. В монастыре монах Никифор окончил пять классов братского училища. Проходил послушание заведующего рухлядной палаткой. Именно иеромонах Никифор после декрета об отделении Церкви от государства, когда Церковь лишалась прав юридического лица, а всё её имущество государством реквизировалось, предложил принять меры к сохранению наиболее чтимых святынь, а также тех ценностей из ризницы, которые имели богослужебное употребление. По указанию архимандрита Вениамина эти ценности были скрыты в стене и под папертью Спасо‐Преображенского собора, а также над алтарём Никольской церкви. Тайные хранилища для продовольственных запасов начали строиться рядом с Амбарным озером и озёрными каналами.
* * *
В феврале 1920 года Красная армия вошла в Архангельск, а 29 апреля на Соловки прибыла Особая комиссия Губревкома, и с островов стали вывозиться запасы продовольствия.
Чтобы отстоять монастырь от разграбления и сохранить хоть что‐то из продовольствия, архимандрит Вениамин 20 июня 1920 года обратился с жалобой в Кемский продовольственный комитет: «Всепокорнейше прошу Кемский уездный продовольственный комитет, – писал он, – обратить внимание на Соловецкую обитель и не дать братству погибнуть зимою с голоду, потому что, если недостанет хлеба хотя бы на пятнадцать дней, – все мы должны будем помереть с голоду на диком, суровом морском острове.
Монастырю необходимо иметь годовой запас продовольствия, а вследствие сего долгом считаю просить комитет оставить в монастыре ту годовую норму, которая полагается на братию монастыря в количестве 430 человек…»
Власти, однако, проигнорировали просьбу монахов, и под руководством Губревкома продолжилось разграбление монастыря. Многие церковные ценности были найдены по указанию самих монахов, ранее бунтовавших против архимандрита Иоанникия.
12 августа 1920 года из Соловков была отправлена в Архангельский губисполком телеграмма, в которой сообщалось, что сотрудниками ЧК благодаря указаниям некоторых монахов были найдены замурованные церковные изделия.
В ответ было получено распоряжение: «Серебро арестовать, произвести расследование и выяснить виновных в сокрытии».
Вскоре архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор были арестованы по обвинению в сокрытии монастырских ценностей и хранении оружия и отправлены на принудительные работы на лесозаготовки в Холмогоры.
* * *
Через два года Соловецкий монастырь было уже не узнать: на самом архипелаге разместилось множество советских организаций, включая и совхоз, в котором трудились монахи. В самом монастыре уже начал действовать концлагерь – сначала как обычный лагерь для военнопленных, который в 1923 году перерос в СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения, где размещали особо опасных политических преступников.
Разумеется, бывшему настоятелю уже бывшего монастыря на Соловках больше не было места. Поэтому архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор поселились на Соловецком подворье в Архангельске, а после закрытия подворья – у некоего архангелогородского фармацевта, который как православный и приютил оставшихся без крова монахов.
* * *
Но жизнь в шумном городе была не по душе монахам, искавшим уединения, и летом 1926 года они переехали в село Часовенское Архангельской области – в дом к одному из бывших послушников обители.
А затем архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор решили и вовсе уйти из мира: они построили себе избу в глухом лесу, на берегу Волкозера, в сорока верстах от ближайшего населённого пункта – деревни Коровкинской.
В небольшом домике площадью около двадцати квадратных метров было лишь самое необходимое; из монастырских вещей у них оставались никелированный самовар, кофейник и настольные часы с боем. В самой комнате стояло две кровати и висело несколько икон.
А возле кельи пустынножители завели небольшой огород, на котором они стали выращивать овощи, и коптильню для рыбы, которую ловили в озере. Недостающие продукты им привозил из Архангельска бывший послушник.
В этом месте архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор прожили в молитве и трудах почти два года.
* * *
Между тем в деревне Коровкинской появился молодой комсомолец по фамилии Иванов. Он устроился на работу лесным обходчиком и однажды разузнал дорогу к келье пустынников. Иванов оценил обстановку лесной избушки: старинный самовар, часы с боем, дорогая посуда. Наверняка, решил он, старцы припрятали кучу ценностей из Соловецкого монастыря.
На грабёж он взял с собой местного вора-рецидивиста Ярыгина. На дело они вышли вечером 17 апреля. Это был вторник Светлой седмицы.
О том, что случилось дальше, мы знаем только со слов преступников. По словам Иванова, когда они подошли к избушке, архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор уже заканчивали пасхальное богослужение. Иванов приказал открыть дверь и выстрелил пару раз в окно – для острастки. Но вскоре раздались стоны – и наступила тишина. Дверь в келью была закрыта, но убийц, однако, обуял такой страх, что они даже не посмели выломать дверь. Они только влезли на чердак, где взяли несколько пар сапог, два дождевика, нижнее бельё, носки, брюки, кусок чёрного брезента, голубой эмалированный чайник, набор рыболовных крючков и плотницкий инструмент.
Там же, на чердаке, они нашли и посудину с керосином и решили сжечь монахов вместе с избушкой. Убийцы облили керосином стены и подожгли. Тогда услышали, как изнутри кельи вновь раздались крики, так как священноиноки ещё были живы.
* * *
В июне 1928 года бывший послушник Соловецкой обители Степан Антонов, как обещал, приехал навестить пустынников, но обнаружил лишь сгоревшую келью и два обгоревших скелета.
Убийцы были вскоре арестованы; Иванов пытался оправдать преступление контрреволюционностью монахов, однако это ему не удалось, и суд приговорил убийц к десяти и восьми годам заключения.
* * *
Также в этот день Православная церковь чтит память священномученика Николая, епископа Вельского (в миру Караулов Николай Аполлониевич).
Первый раз он был арестован в Вологде в 1921 году, по обвинению в контрреволюционной деятельности приговорён к двум годам ссылки и выслан в город Пинегу Архангельской губернии.
По возвращении из ссылки он был хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии, и назначен временно управлять Вологодской епархией.
В начале 1931 года поднялась очередная волна гонений на Русскую православную церковь, обрушившаяся и на клир Вологодской епархии. Сначала были арестованы некоторые миряне, члены церковного совета; 10 мая 1931 года власти арестовали и епископа Николая, а также 35 священников и 11 мирян. Из отчета ОГПУ: «В мае 1931 года на территории города Вологды и Грязовецкого района вскрыта и ликвидирована контрреволюционная группировка реакционнонастроенного правого духовенства, деятельность которой к моменту её ликвидации сводилась к проведению нелегальных собраний… группированию вокруг церквей антисоветского элемента под видом создания “сестричества”… антисоветской агитации, распространению провокационных слухов, противодействию колхозному строительству, награждению административно‐ссыльного духовенства с целью вовлечения его в контрреволюционную работу».
14 декабря 1931 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Николая к трём годам ссылки в Северный край, а 7 марта 1932 года, во изменение прежнего постановления, – к тому же сроку, но на другой край страны – в Казахстан. Епископ Николай (Караулов) скончался в тюрьме 17 апреля 1932 года и был погребён в безвестной могиле.
* * *
Также в этот день Православная церковь чтит память:
Преподобномученицы схимонахини Марии (в миру Лелянова Лидия Александровна), которая приняла монашество в 1922 году – как насельница при подворье в Гатчино Пятигорского Богородицкого женского монастыря. Монахиня Мария была арестована 19 февраля 1932 года. Она скончалась 17 апреля 1932 года в тюремной больнице в Петрограде и была погребена на Смоленском кладбище.
Священномученика иерея Иоанна (в миру Вечерко Иван Мартинович), священника Свято-Покровской церкви деревни Кривоносы Бобруйского уезда. Впервые он был арестован в 1926 году «за несвоевременное внесение налога», полагавшегося с церкви. Второй арест последовал в марте 1933 года за антисоветскую агитацию. 17 апреля 1933 года отец Иоанн был расстрелян.
Мученика Ивана Колесникова – певчего в храме Рождества Богородицы в селе Поречье Можайского уезда. В феврале 1938 года он был арестован (накануне были арестованы священник и диакон, а также монахини, помогавшие в храме). 7 июня 1938 года тройка НКВД приговорила Ивана Михайловича к десяти годам заключения в исправительно‐трудовом лагере, и он был отправлен в Магадан. 17 апреля 1943 года Иван Михайлович Колесников скончался во 2‐м лагпункте Тайгинского отделения Сиблага в Кемеровской области и был погребён на лагерном кладбище.