Некрещёные дети древних христиан
Примерно до VI века в церкви никто не торопился крестить верующих. Более того: в церкви существовала целая категория некрещёных христиан, которые назывались катехуменами, по-славянски – оглашенными, а по-русски – оглашаемыми. В первые века в большей части церкви младенческого и детского крещения вообще не было. Даже если ребёнок рождался в христианской семье, то никто не торопился его крестить. Неужели христиане первых веков не желали благодатной защиты для своих детей? Они не хотели вводить их в Церковь? Нам известно несколько примеров известных христианских писателей, учителей церкви, которые были рождены в христианских семьях, но не были крещены во младенчестве и крестились в сознательном возрасте: святитель Василий Великий, его брат святитель Григорий Нисский, святитель Григорий Богослов, святитель Иоанн Златоуст, блаженный Августин. Дядя Василия и Григория был епископ, но даже он никак не торопил их креститься. Что же делали со своими детьми древние христиане?
Тоже христиане, тоже в церкви
Они посвящали их в катехумены (или оглашаемые, если выражаться по-русски). С этого момента ребёнок становился неполным членым Церкви, христианином. Неполный член – только потому, что ребенок ещё в силу объективных причин не может брать на себя ответственность за Церковь, за свою общину или приход. Таким образом, в Церкви существовал институт катехумената, который большей частью, конечно, состоял из взрослых людей, а не младенцев. Естественно, христиане верили и видели, что и над оглашаемыми был благодатный Божий покров, Его защита и покровительство.
Служба для некрещёных
Древняя церковь не только не пыталась как можно быстрее крестить людей, но даже выделила часть богослужения для некрещёных.
До сих пор первая часть литургии называется «литургия оглашаемых», которые в нормальном случае не крещены, вторая – «литургия верных». Литургия оглашаемых заканчивается возгласом: «Оглашаемые, изыдите», – когда готовящиеся ко крещению должны после этих слов покинуть храм, потому что дальше начинается служба только для верных членов Церкви.
Вы лишаете детей причастия!
Это ещё один аргумент, который можно услышать от сторонников младенческого крещения. Но почему же древние христиане не боялись, что значительная часть Церкви не причащается и – более того – специально изгоняется из церкви перед причастием? Это связано с пониманием самого таинства причастия и церковной жизни в целом. В древней церкви было представление о том, что духовное возрастание идёт постепенно. «И я, братья, не мог говорить с вами, как с духовными, но как с плотяными, как с младенцами во Христе. Я вскормил вас молоком, не твёрдой пищей; ибо вы ещё не могли, да и теперь ещё не можете; ибо вы ещё плотские», – говорил апостол Павел (1 Кор 3: 1–2). На определённом этапе в начале духовной жизни христиане что-то ещё не могут вместить, поэтому им давать этого нельзя. Если же дать то, к чему человек не готов, раньше времени, то есть шанс, что человек этого всерьёз не приобретёт никогда.
Крещение – это не только про права, но и про обязанности
В крещении верующий приносит обеты Христу, обещание единства с Ним и отречения от зла. К такому личному акту человек должен быть готов духовно и душевно. Именно поэтому младенцев и взрослых сразу не крестят, именно поэтому даже взрослые не сразу допускались до таинств. Ведь участие в таинствах – это ещё и выявление твоего деятельного и активного членства в церкви, участие в её жизни, которое в нормальном случае должно выражаться в каком-то служении. В древности евхаристия вообще была такой трапезой с общей чашей, где, естественно, собирались взрослые люди, и младенцы в ней не участвовали просто в силу объективных причин.
А вдруг умрёт некрещёным?
Подобного страха древние христиане не имели. Они знали, что человек, который уверовал во Христа, встал на путь научения вере, уже вверил свою жизнь Богу, и единственное, что может Его от Бога удалить, – это личный грех, да и то не всякий, а только тяжёлый или смертный. Оглашаемые, которые гибли от рук гонителей, не успев принять крещение, почитались мучениками наравне с крещёными. Считалось, что они «крестились кровью». Сорок Севастийских мучеников, память которых празднуется во время Великого поста, не были крещены, тем не менее они являются одними их самых почитаемых православных святых.
Так что – можно не крестить ребенка?
Можно, если вы его посвятите в катехумены (или оглашаемые) и будете наставлять в вере. Прочитать молитву могут как священник, так и сами родители, она есть в чинопоследовании таинства крещения. Но всё это будет иметь смысл только в том случае, если родители живут по-христиански, в Церкви. Тогда и их ребёнок будет членом Церкви, будет под благодатной защитой Божией. То же самое касается и взрослого человека, который захотел креститься. Таинство крещения – это уже завершительный этап, который имеет действенность, только если был пройден предыдущий – научение вере и жизни по-христиански. В ином случае никакие молитвы и обряды к Богу человека не приблизят. Если говорим про детей, то есть ещё один аргумент в пользу посвящения младенца в катехумены, а не крещения. Здорово, если человек не только сам сознательно желает креститься, но ещё и запомнит этот акт своей жизни, который Церковью считается центральным для человека.