Род Абиссовых – священнический. Его отец Афанасий, дед Евграф, прадед Борис и прапрадед Никита – четыре старших поколения рода Абиссовых – были приходскими сельскими священниками Ярославской епархии и имели многодетные семьи.
Будущий священномученик Александр Афанасьевич Абиссов родился 19 февраля 1873 года в селе Мормужино Пошехонского уезда Ярославской губернии. И кроме него в семье было ещё пятеро детей: братья Никанор, Филипп и Лавр, сёстры Екатерина и Ольга. И все Абиссовы так или иначе посвятили свою жизнь служению Богу и церкви.
Сам Александр Абиссов закончил Угличское духовное училище, а затем и Ярославскую духовную семинарию. После этого он стал работать учителем в сельских школах. В 1908 году Александр Афанасьевич обвенчался с учительницей церковно-приходской школы Надеждой Алексеевной, дочерью почившего иерея церкви Романо-Борисоглебского уезда отца Алексия Воскресенского. И в том же году был рукоположен архиепископом Ярославским Тихоном (Беллавиным) во иерея.
Местом его первого служения стал храм Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в селе Ивановское Малое Мышкинского уезда Ярославской губернии, в котором он прослужил около 30 лет. Незаметный сельский священник, каких в Российской империи были тысячи и тысячи, он и не думал ни о каких духовных подвигах, пока в России не грянула революция, круто изменившая судьбу отца Александра.
В 1922 году он как «служитель религиозного культа» был лишён избирательных прав, а с 1927 года была лишена избирательных прав и его супруга.
Как «лишенцы» его семья была обложена грабительским налогом – более 75 % от всех «нетрудовых доходов и треб». Также отец Александр как крестьянин-единоличник, не желающий вступать в колхоз, был обложен и индивидуальным сельхозналогом.
В 1934 году отец Александр был арестован по обвинению за «хищение колхозной собственности» и осуждён на 2 года якобы за сбор колосков на колхозном поле. Отбывать наказание отца Александра отправили в шахты Донбасса, откуда он вернулся инвалидом 2-й группы с пороком сердца, эмфиземой лёгких и хроническим бронхитом.
1937 году отец Александр был снова арестован – за «систематическую антиколхозную агитацию, распространение провокационных слухов в адрес советской власти». В его следственном деле хранится единственный листок с протоколом допроса: все обвинения отец Александр отмёл, виновным себя не признал. Тем не менее «тройка» при УНКВД СССР по Ярославской области приговорила его к 10 годам лишения свободы.
Из пересыльной тюрьмы НКВД в Ярославле священника отправили по этапу в Хабаровск.
Через 33 дня путешествия в товарных вагонах узники наконец прибыли на станцию Тайшет в Иркутской области, где находилось управление Озерлага НКВД. После медкомиссии заключённый Александр Абиссов был признан инвалидом, негодным к физическому труду, и его отправили в Бушуйский лагпункт. Это было самое страшное место во всем «архипелаге» Озерлага НКВД, куда со всех многочисленных лагерей свозили «доходяг» – стёртых в лагерную пыль узников, инвалидов, потерявших человеческий облик. Фактически в Бушуйский лагпункт отправляли умирать.
Бывшие узники Бушуйского ОЛП так вспоминали этот лагерь: «Лагерь Бушуйка состоял из четырёх длинных деревянных бараков, где были сделаны двойные нары для размещения спецпереселенцев, и других подсобных помещений. Остальное жильё – землянки... Нары были застелены грязными тряпками, кишащими вшами и блохами Питание было очень плохое – лагерная баланда с селёдкой с кусочком хлеба. Ни жиры, ни мясо до заключённых не доходили. Одежды не давали никакой.
Вся территория лагеря была обнесена четырёхметровым деревянным забором, сверху было ещё проволочное ограждение. Впритык к забору располагалось бескрайнее кладбище с безымянными могилами, над которыми в летние месяцы стоял невыносимый трупный запах: из-за каменистой почвы умерших закапывали чисто символически – сантиметров на 20–30...»
Лагерь Бушуйка был словно филиалом ада на земле. Но именно здесь отец Александр понял, что и в преисподней у людей ярче всего теплится надежда – на высшую справедливость и Божье милосердие.
И отец Александр стал потихоньку проповедовать, рассказывать по памяти Евангелия, устраивать тайные богослужения.
Но вскоре и сам отец Александр понял, что начинает «доходить»: от голода и обострения бронхита, полученного в шахтах Донбасса.
С мая 1938 года в связи с резким ухудшением здоровья отец Александр был переведён на работу дневального в лагерный барак. Затем, получив травму ноги, отец Александр был отправлен в лагерный госпиталь в город Свободный.
К 1941 году здоровье священника настолько ухудшилось, что он уже не мог ходить.
Священномученик Александр Абиссов скончался 21 февраля 1942 года в тюремной больнице в городе Свободный Амурской области.
Тело священника похоронили в безымянной могиле на лагерном кладбище. Правда, уже потом благодарные зеки установили над местом захоронения дощечку с номером заключённого 103 199.
Крестов на лагерном кладбище ставить не полагалось.
* * *
Также в этот день почитается память cвященномучеников:
пресвитера Сергея (Любомудрова), священника храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Сушково Зарайского уезда;
пресвитера Симеона (Кульгавца), священника Николо-Пешношского монастыря Дмитровского уезда Московской губернии;
протоиерея Андрея (Добрынина), священника храма в селе Пречистое-Наумово Даниловского района Ярославской области;
протоиерея Петра (Маркова), священника Преображенского храма в селе Коренево Московского уезда (ныне Люберецкий район Московской области).