Кажется, что удивительного услышать подобное из уст христианина?! Но от священника Русской православной церкви, столько лет не могущей освободиться от идеи симфонии с государственной властью в стране, где 25 (!) официальных праздников посвящены военной теме, таких слов не ожидали. И, судя по просмотрам и лайкам в YouTube, явно обрадовались.
«Вынесло меня информационной волной, – пишет отец Дмитрий в вышедшей недавно своей книге “Антиманипуляция. Огласительные беседы постсоветского пространства”. – Даже попал в рейтинг самых известных священников: там есть батюшка-байкер, батюшка-аквалангист, батюшка-парашютист, батюшка-рокер и я, батюшка-блогер».
Автор «Антимантипуляции…» – ещё и поклонник творчества Гребенщикова, Цоя, Кинчева, Ревякина, пришедший к христианству через русский рок. Сам в прошлом рокер, до сих пор иногда выступающий со своими песнями, то есть не совсем бывший. В общем, немного искрит в глазах от всего: рокер-блогер-протоиерей, прибегнувший к древнейшему жанру огласительных бесед, дерзнувший на воцерковление довольно искривлённого в историческом, нравственном и религиозном плане пространства.
Огласительные беседы с глубокой древности проводились обычно в Великий пост христианскими учителями-катехизаторами для людей, готовящихся к крещению. И эту книжку отца Дмитрия сейчас можно предложить ищущим Бога через рассуждение о жизни, о правде и о любви. Особенно о любви к Родине. Точнее, о подменах патриотизма. Здесь можно найти развенчание едва ли не всех патриотических спекуляций и формирующих государственную идеологию мифов.
«У нас сейчас главный критерий оценки, патриот ты или не патриот, – отношение к гомосексуализму. Особенно к гомосексуализму в Европе». «Патриот – тот, кто против других? Почему не написать на стекле своей машины: “Я помню, я скорблю”? Если мы хотим быть причастными к победам, то должны осознавать причастность к бедам».
Поиск подлинного патриотизма заставляет автора однозначно говорить о зле советского режима и о покаянии народа. «Как тяжело склонить голову перед Богом и попросить у Него прощения за всё то, что мы натворили в ХХ веке: убийство царской семьи, гражданское кровопролитие, раскулачивание и расказачивание, голод в Поволжье, голодомор на Украине, убийства священников, за миллионы расстрелянных, легализацию абортов, миллионы выгнанных из страны, за Венгрию и Чехословакию, за Бродского, Пастернака и Солженицына и ещё много за что! Гораздо легче забыть или же обвинить других. Но забвение не имеет творческой преображающей силы, а покаяние имеет».
Конечно, краткие главы-реплики не решают поставленных автором проблем, а только заостряют их, будят мысль. Но нужно отдать должное композиции сборника, которая придерживается заявленной огласительной логики. Сначала автор называет главных, по его мнению, «бесов» современности, которые сбивают людей с панталыку, мешают трезво оценить ситуацию в своей жизни и в обществе, и лишь потом переходит к разговору о вере, о Христе и о том, как христианину жить в церкви.
В книге я нашёл много того, о чём хочется расспросить автора и с чем можно поспорить. И это тоже соответствует закону жанра огласительных бесед, которые всегда диалог, а не монолог: вопросы и ответы, недоумение, полемика, выдержанные в духе мира и поиска истины.
Вместе с тем есть несколько вопросов, в которых сам ход мысли автора, на мой взгляд, слишком немощен.
Ну например, в главе о воцерковлении одна часть посвящена вхождению в церковь, а ещё две – тому, как правильно поститься и каяться. По-моему, тоска. Это лишь малая, хоть и важная, сторона жизни по вере. Далее ещё, конечно, говорится о «подражании Христу», но в чём оно? Не только же в посте и покаянии. И не столько.
Трудно согласиться и с конформизмом в отношениях с безбожной властью, практически «канонизированным» современным клерикальным сознанием. «Патриарх Тихон понимал, что некоторые его слова и поступки могут повредить его доброму имени в истории, но он жертвовал им ради людей и церкви».
Видимо, отец Дмитрий имеет в виду слова патриарха Тихона «Пусть погибнет имя моё в истории, лишь бы Церкви была польза», которыми оправдывают его поздние послания, где патриарх, видевший нарастающую агрессию большевиков в борьбе с церковью, писал о своей поддержке советской власти. Я думаю, почитая достойную жизнь и подвиг святителя Тихона (Беллавина), нам лучше не упоминать эти слова, которые принято толковать так: чтобы церкви было хорошо, я готов говорить неправду и всю вину взять на себя. Этот приём в последующем охотно подхватили. Мол, и патриарх Сергий (Страгородский), чтобы церковь была жива, шёл на тяжёлые компромиссы и сделки с преступной властью, а после и Алексий II уже в мирные времена продолжил эту лукавую эквилибристику. При этом уходит из вида, а что именно должно быть сохранено в жизни церкви?
«До сего дня я содрогаюсь от мысли о том, что было бы с моей паствой, действуй я прямолинейно. Верующие лишились бы таинств, возможности молиться в храмах… Я совершил бы смертельный грех, если бы, заботясь лишь о своём нравственном облике, отказался от своего архипастырского долга, отдавая мою паству на растерзание богоборцам».
Священник Илья Соловьёв (тоже известный блогер), приводя в своём Фейсбуке эти слова Алексия II, резонно замечает: «Как-то странно звучит мысль покойного святителя относительно мнимого будто бы противоречия между “архипастырским долгом” и “заботой о своем нравственном облике”. По-моему, долг архипастыря как раз среди прочего и состоит в том, чтобы сохранять свой нравственный облик незапятнанным… И почему только архипастыря? И пастыря тоже».
Хочется продолжить: почему только архипастыря и пастыря? А просто христианин разве меньше должен заботиться о своём нравственном облике и о чести церкви? Нет! Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Ты, который хвалишься Законом, преступлением Закона бесчестишь Бога! Ибо имя Божие из-за вас в поношении между язычниками, как написано».
Это забвение простых мирян-прихожан в требовании к их жизни и нравственности, на мой взгляд, таит принципиальную опасность и в «Антиманипуляции…». Так, отец Дмитрий рассказывает, что при нём прихожане никогда не станут делать замечаний девушке за брюки, «особенно, когда я иду с кадилом и строго взгляну на бабушку… но только я зашёл в алтарь – может произойти всё что угодно…». Соглашусь с автором, что «у этой проблемы глубокие корни», она не решается «циркуляром или указом». Само пастырство и наставничество в нашей церкви должно принципиально измениться – ещё вырасти. «Сегодня уже не совсем подходит или должен быть по-новому прочитан образ доброго пастыря – пастуха, заботящегося о стаде, – говорит ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков. – И само обращение требуется более индивидуальное и личностное, и овца должна не только внимать более требовательно, но и какую-то безгласность свою в церкви преодолеть». Со старчеством – об этом в книге тоже есть – дело обстоит сегодня туго, и непонятно, как этот институт в церкви может восстанавливаться, потому что, считает отец Дмитрий, и с этим нельзя не согласиться, церковное учительство – особенное: «Некоторые священники взяли на себя роль учителей нравственности для внешнего мира, забывая о том, что мы всё-таки должны проповедовать Христа, а не общечеловеческие нормы».
Замечательными в беседах считаю, конечно, и их нацеленность на Христа, на веру, на прощение и правду. На бережное отношение к свободе человека. На то, что отец Дмитрий никого не затаскивает в крещальную купель.
«Увидев именно Христа, узнав про Него, человек должен свободно решить, хочет ли он быть с Ним… Мне кажется, сегодня нужно не уговаривать людей креститься, а отговаривать».
Эта ценность человеческой свободы также делает их «великопостными» и «огласительными».
Климов Дмитрий, прот. «Антиманипуляция. Огласительные беседы постсоветского пространства» Москва, изд-во «Никея», 2019 г.