В миру её считают раскаявшейся проституткой, но Церковь почитает Марию Магдалину как святую и равноапостольную – и неслучайно. Она, как одна из жён-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. И именно её Воскресший Христос послал к Своим ученикам, чтобы блаженная жена возвестила апостолам:
– Христос воскрес!
Но и до этого её служение Христу было ничуть не меньше апостольского, а в чём-то, возможно, даже и больше.
Святая Мария Магдалина следовала за Христом в Иерусалим, и не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера и самых ближайших учеников.
Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном, переживая страдания Учителя.
Духовный подвиг Марии Магдалины высоко оценили и апостолы – все четыре евангелиста оставили нам свидетельства о жизни этой женщины.
* * *
Это редкий случай, когда евангелисты называют женщину просто по имени.
В те времена, говоря о женщинах, было принято уточнять, «чьи» они, кто их родственники по мужской линии: Мария Клеопова, Мария Иаковлева, сестры Лазаря Марфа и Мария и т. п. Но вот Марию все евангелисты называют просто «Магдалина» – по названию её родного галилейского города Магдала (или Мигдал-Эль), основанного на западном берегу Геннисаретского озера, недалеко от Капернаума и Тивериады.
Надо сказать, что в те времена Магдала славилась красильным производством и изделиями тонких шерстяных материй. Богатство Магдалы было столь значительно, что в хрониках упоминается, что подати, собираемые в городе, были столь велики, что для их перевозки в Иерусалим не хватало и повозки, запряжённой волами.
Кроме того, в городе велась обширная торговля горлицами и голубями для жертв очищения. В исторических источниках говорится, что в Магдале насчитывалось более трёхсот голубиных лавок и целую долину с голубиными фермами. Но бизнес на жертвенных птицах ничуть не способствовал богобоязненности жителей Магдалы – напротив, богатство привело к такой распущенности и нравственной испорченности жителей Магдалы, что город сравнивали с Содомом и Гоморрой.
И неслучайно, что знакомство Марии Магдалины с Христом начинается с того, что Иисус изгнал из девушки семь бесов, о чём одновременно упоминают евангелисты Марк и Лука (Лк 8:2, Мк 16:9).
Впрочем, количество бесов не так уж и важно. Число «семь» в Библии употребляется как символ полноты и законченности – то есть, знакомство с Христом привело к полной переоценке себя и всей своей жизни, к моральному опустошению. Но что особенно важно – к готовности отныне наполнять свою жизнь только общением со Христом.
Это действительно огромный духовный подвиг: готовность отречься от себя и следовать за Христом.
Вероятно, именно поэтому она и стала просто Марией из Магдалы, оборвав все старые связи и символы принадлежности.
Отныне и навсегда она стала только Его последовательницей.
И поэтому, говоря о жёнах-мироносицах, евангелисты всегда ставят Марию Магдалину на первое место.
Так, в Евангелии от Луки говорится: «Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим». (Лк, 8: 1-3).
Служить имением – это значит пожертвовать все свои сбережения на нужды общины.
Также в оригинальном греческом тексте употребляется слово «диакония» – как обозначение служения. В ранней Церкви «диаконами» называли помощников апостолов, которые занимались хозяйственными делами христианской общины: заботились о пропитании общины, о покупке каких-то необходимых вещей, о подаянии неимущим и т. д.
Но Мария не замыкалась на чисто хозяйственных делах. Неслучайно, что уже после Воскресения Христа Ангелы сказали собравшимся у пустого гроба женам-мироносицам: вспомните, как Он говорил вам, когда был ещё в Галилее, что Сыну Человеческому надлежит быть преданным в руки грешников, которые его убьют, но Учитель на третий день обязательно воскреснет. Эти слова Христос говорил только самым близким Своим ученикам, стало быть, в их число входила и Мария.
* * *
Но самая замечательная сцена Воскресения описана Иоанном.
По прошествии субботы, в первый же день недели, Мария Магдалина пришла ко гробу Спасителя очень рано, когда было ещё темно, чтобы воздать последние почести телу Христа, помазав его, по обычаю, миром и ароматами. Но она увидела, что камень отвален от гроба. Со слезами она бежит к Петру и Иоанну:
– Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
Они тотчас же последовали за нею и, придя ко гробу, увидели одни пелены и льняной платок, которым была обвязана голова Иисуса, тщательно свернутый, не с пеленами, а на другом месте лежащий.
В недоумении («Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» – замечает Иоанн), Петр с Иоанном возвратились в город, а Мария Магдалина стояла у гроба и плакала. Плача, она наклонилась, заглянула в гробницу и видит: на том месте, где лежало тело Иисуса, сидят два Ангела в белых одеяниях.
– Женщина, почему ты плачешь? – спросили они её.
– Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
Иисус говорит ей:
– Женщина! Что ты плачешь? Кого ищешь?
Она же, думая, что это садовник, говорит Ему:
– Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
Иисус снова позвал её:
– Мария!
– Учитель! – воскликнула она, услышав знакомый, дорогой ей голос. И тут же узнала Иисуса.
Но Спаситель остановил её:
– Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
Радостная Мария Магдалина побежала в город к ученикам:
– Я видела Господа Воскресшего! И Он говорил со мной!
* * *
О последующем земном пути Марии Магдалины известно немногое. В частности, один из апокрифов повествует о том, как через несколько лет после Вознесения Господа Мария по приказу римского императора Тиберия была доставлена в Рим. Дескать, императору не терпелось услышать о появлении новой веры от непосредственного свидетеля тех странных событий в Иерусалиме. Но Тиберий не поверил рассказу о Воскресении Христа:
– Умерший не может воскреснуть – так же, как это яйцо не может из белого стать красным!
И тотчас же яйцо в его руке покраснело, что якобы стало основой христианского обычая красить яйца на Пасху.
* * *
Также первые христиане верили, что Мария Магдалина написала своё Евангелие – так называемое «Евангелие от Марии» – апокрифический текст, не признанный Церковью в качестве Священного Писания. Единственный дошедший до нашего времени экземпляр. датированный 5 веком, был найден при раскопках в Каире в 1896 году.
Примерно половина текста Евангелия в этой рукописи утеряна, а на оставшейся части свитка Мария напутствует апостолов: «Не плачьте, не печальтесь и не сомневайтесь, ибо Его благодать будет со всеми вами и защитит вас. Наоборот, давайте восхвалим его величие, ибо он подготовил нас и сделал нас воистину людьми».
Петр подходит к Марии и спрашивает ее:
«Сестра, мы знаем, что Спаситель любил тебя больше, чем остальных женщин. Скажи нам слова Спасителя, которые ты помнишь, которые ты знаешь, но мы не знаем и не слышали их». Мария ответила и сказала: «Что сокрыто от тебя, Я возвещу тебе». И она начала говорить им такие слова: «Я, – сказала она, – я видела Господа в видении и сказала Ему: Господи, я видела Тебя сегодня в видении».
Далее Мария переходит к подробному описанию гностической космологии, показывая, что она единственная, кто понял истинное учение Иисуса.
Вероятно, это Евангелие было широко распространено в первые века христианства, раз языческий философ Цельс в своем трактате «Правдивое слово», написанном между 170 и 180 годами, посвятил Марии Магдалине немало гневных слов. Дескать, Мария Магдалина была «истеричной женщиной… которая либо видела сны в определенном состоянии ума и из-за принятия желаемого за действительное имела галлюцинацию из-за какого-то ошибочного представления (опыт, который произошел с тысячами), либо, что скорее всего, хотел произвести впечатление на других, рассказав эту фантастическую историю, и, таким образом, этой вздорной историей дать шанс другим нищим».
* * *
Позиция Цельса, вероятно, было распространена среди язычников, раз святитель Модест, Патриарх Иерусалимский посвятил Марии Магдалине свое сочинение «Слово на мироносиц». О путешествии Марии в Рим там нет ни слова, зато рассказывается, что Магдалина была в услужении у Пресвятой Богородицы, а после Её Успения отправилась в Ефес в Малой Азии, где проповедовал апостол Иоанн Богослов. Упоминается в этом «Слове» и о мученической кончине святой Марии: перед смертью её пытали, и во время пыток она вдруг преобразилась, так что тело её показалась мучителям как бы сверкающим кристаллом. Позже именно «Слово на мироносиц» стало основой жития святой Марии Магдалины.
* * *
Примечательно, что изображение Марии Магдалины как бывшей блудницы и раскаявшейся проститутки началось в Риме в конце VI века, когда Папа Григорий I решил сделать равноапостольную мироносицы символом покаяния. Для этого он объединил Марию Магдалину с Марией из Вифании и безымянной «грешницей», которая помазала ноги Иисуса. Только в 1969 году Папа Павел VI официально признал ошибочность отождествления Марии Магдалины с Марией Вифанской и «грешницей», но представление о ней, как о бывшей проститутке, широко распространившееся в массовой культуре, уже никак не зависело от мнения предстоятеля Римско-католической церкви.