Согласно церковному преданию, написать изображение Иисуса Христа поручил своему придворному архиварию Ананию правитель сирийского города Едессы Авгарь, страдающий от проказы. Также Авгарь попросил отнести Христу письмо, в котором он просил Спасителя прийти в Едессу и исцелить его, а если Иисус не сможет явиться лично, то Авгарь просил Его хотя бы позволить Анании написать Его образ.
Но Анания понял, что исполнить просьбу Авгаря не так -то просто – везде, куда приходил Спаситель, Его окружала плотным кольцом толпа. Тогда Анания решил взобраться на высокий камень, чтобы написать образ Спасителя.
Иисус увидел это, попросил воды умыться и вытер свой лик куском холщовой ткани (в церковном предании также употребляется слово «убрус» - плат или полотенце), который он отдал Анании. И на словах попросил передать Авгарю, что не может пойти в Едессу, так как Ему надлежит исполнить то, для чего Он был послан, но вместо Него чуть позже придет Его ученик.
К удивлению архивария на белом холсте отобразился образ Христа.
С помощью плата Авгарь исцелился от проказы, но ее следы оставались на его лице, пока однажды в Едессу не вошел святой апостол Фаддей – ученик Христа от «семидесяти». Святой Фаддей огласил царю Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря, а затем и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами – там, где прежде стоял языческий идол покровителя города.
Там Нерукотворный Образ Иисуса Христа хранился много лет.
* * *
В годы гонений Едесский епископ решил скрыть изображение Христа. Придя ночью, Епископ зажёг перед образом лампаду и заложил его глиняной доской и кирпичами.
Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Однако, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадёжным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши образ, который должен спасти город от неприятеля.
Разобрав нишу, епископ увидел, что лик Христа отпечатался и на глиняной черепице.
Таким образом, сразу возникли две версии изображения Нерукотворного Спаса.
Первый – Мандилион, Спас Нерукотворный на плате.
Второй –Керамион. Спас Нерукотворный на черепице («керамидион» –это по гречески и есть черепица). В русской церкви еще употребляется название «Спас на чрепии». Этот образ менее распространен в иконописи, хотя именно к этому типу относится знаменитый «Спас Нерукотворный» XII века, хранящийся в Третьяковской галерее. Лик Христа здесь изображен не на полотне, а на коричневом или золотом фоне.
В итоге по стенам города был совершен крестный ход с Нерукотворным Образом, и персидское войско отступило.
* * *
В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.
В 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия – в честь своего возвращения на престол.
Дело в том, что в 920 власть в Византии узурпировал главнокомандующий византийского флота Роман I Лакапин, который женил 14-летнего императора Константина Багрянородного на своей дочери Елене. И фактически заставил своего зятя провозгласить себя соправителем империи. В итоге юный Константин оказался фактически отстранён от власти. У него хватило ума не ссориться с тестем – император посвятил себя самообразованию и наукам.
Но в 944 Романа I свергли его родные сыновья, надеясь править самостоятельно, однако это вызвало народные волнения, которые утихли лишь тогда, когда Константин объявило восстановлении своего единоначалия на престоле.
В итоге Романа с сыновьями сослали в монастырь. А Константин сделал подарок жителям Константинополя – в знак того, что Божие покровительство возвращается в столицу империи, он выкупил Нерукотворный Образ у правителя Едессы.
С царскими почестями Образ Спасителя был поставлен в Храме Пресвятой Богоматери Фаросской – домовой церкви Императора, а в календаре империи появился новый праздник.
Чуть позже был выкуплен и Керамион.
Согласно свидетельствам паломников, обе реликвии хранились в сосудах-ковчегах, подвешенных на цепях в одном из нефов Сосуды никогда не открывались, и обе реликвии никогда не демонстрировались, но списки начали возникать и распространяться по христианскому миру, постепенно приняв форму известного иконописного канона.
* * *
О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий.
После разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году Мандилион предположительно попал в Париж, хранился там до 1793 года и исчез во время французской революции.