В Православной церкви установлено целых три праздника в честь чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, которая трижды спасала Москву и Русь от нашествия иноземцев и полного истребления. Сегодня церковь отмечает самый первый праздник – в хронологическом аспекте, установленный в память о чудесном спасении от полчищ Тамерлана
* * *
Летом 1395 года в Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались полчища Тамерлана – непобедимого и жестокого завоевателя, который покорил уже Индию и Персию, Ирак и Армению, Месопотамию и практически вест Кавказ, а сейчас шел на север – в самые отдаленные улусы некогда могучей Золотой орды. И вот, достигнув рязанских пределов, передовые отряды армии Тамерлана сожгли город Елец и повернулим к Москве.
Конечно, ни о каком реальном сопротивлении речи не было. Московское же княжество к тому времени было слабым, только-только встающим на ноги данником татарского хана Тохтамыша.
Тем не менее, великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, отверг даже саму идею сдачи города на милость завоевателю. И вышел с московским войском к Коломне навстречу врагу, хотя все и понимали, что силы для боя слишком неравные.
Но Митрополит Киевский и всея Руси Киприан (именно в Москве тогда находилась резиденция Митрополита Киевского), благословивший князя на защиту княжества всей страны, научил русских воинов во всем полагаться на Божью волю и Милосердие Господа.
Ведь даже самая безвыходная и безнадежная ситуация во Воле Господа не раз оборачивалась во Славу Божию и к торжеству Его церкви.
Но для этого нужно быть не просто солдатами, а воинами Царствия Небесного, призванного отринуть всё земное и отдать саму жизнь для защиты Божией Правды и Его народа.
Именно с такими чувствами витязи князя Василия Дмитриевича отправились на свой последний бой. И стали свидетелями настоящего чуда.
* * *
Между тем, митрополит Киприан, оставленный в Москве командовать городским ополчением призвал москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. А сам отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси – Владимирской иконой Божией Матери.
По церковному преданию, этот образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником.
До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем – при Феодосии Младшем – был перенесён в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом – в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, которому очень не нравился Киев и его боярские заговоры.
Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей взял с собой и икону. Но во сне явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире. И с этого времени – то есть с 1160 года – она получила наименование Владимирской.
Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар в 1164 году образ Богородицы помог русским одержать победу над врагом.
Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 года, когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.
* * *
По указу Киприана в Москву чудотворную икону установили в Успенском соборе Московского кремля.
Далее летопись сообщает, что Тамерлан, разбив лагерь всего в 100 километрах от Москвы, внезапно приказал армии развернуться и спешно покинуть границы Руси.
В летописях даже сохранилась предание, что Тамерлану было видение высокой горы, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан.
Наутро Тамерлан повернул свои полки на юг и, разоряя всё на своем пути, направился к столице Золотой Орды городу Сарай, который разгромил с особой яростью. При этом в битве недалеко от нынешнего Саратова он уничтожил войска хана Тохтамыша, чем, кстати, нанёс смертельный удар Золотой Орде, вассалом и данником которой более двух столетий была Русь.
Русское государство было спасено, и с тех пор каждый год 8 сентября по новому стилю Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери, чествуя Пресвятую Богородицу, избавившую Русь от разграбления и гибели.
* * *
Второй праздник в честь Владимирской иконы Божьей Матери был установлен 23 июня (6 июля) в память о спасении в 1480 году столицы Руси от разорения, когда к Москве направились войска хана Золотой Орды Ахмата.
Встреча татар с русским войском состоялась у реки Угры, где произошло «стояние на Угре»: русские войска на протяжении месяца стояли на высоком западном берегу, блокируя все попытки хана Ахмата форсировать реку.
Впоследствии стояние переросло в настоящую позиционную войну, где перевес был на стороне русской артиллерии. В итоге Ахмат, узнав, что русский царь Иван III отправил в тыл ханских войск большую дружину для разорения незащищённой ханской столицы, был вынужден уйти обратно, в Большую Орду, раз и навсегда признав независимость Русского царства.
* * *
Третье празднование Владимирской иконы Матери Божией было установлено 21 мая (3 июня по новому стилю) в честь избавления Москвы от разгрома Мехмед-Гиреем, ханом Крымским.