В последние годы по тегу «лавра» гуглятся в основном плохие новости. Подмосковная Троице-Сергиева лавра прогремела на всю страну в пандемию как центр ковид-диссидентства (часть братии скончалась от Covid-19, наместника и администрацию меняли несколько раз). А до этого была ещё странная история про «православный Ватикан» за «140 миллиардов рублей», который должны были построить, но так и не построили в Сергиевом Посаде.
На Украине всё гораздо сложнее – непрекращающаяся драма с Киево-Печерской лаврой (украинские власти оттуда изгнали митрополита и наместника, выселили академию с семинарией и вот-вот выгонят всех монахов). Под угрозой существования также лавра Почаевская. Святогорская лавра – в полуразрушенном состоянии из-за боевых действий, при этом ей также постоянно грозят переводом в так называемую «Православную Церковь Украины».
В петербургской Александро-Невской лавре тоже не всё ладно: недавно там сменили наместника, отправив в «ссылку» в Пензу многолетнего лаврского строителя, преосвященного Назария (после 26 лет наместничества – в канун престольного праздника и общегородского крестного хода в честь святого Александра Невского).
Может сложиться впечатление, что со всеми лаврами в русском православии что-то не так. Что главное в лаврах: не высокие стандарты монашеской жизни, не молитва, не духовное и интеллектуальное просвещение, а стяжательство и интриги – политические и церковные.
При этом параллельно, на фоне изгнания братии Киево-Печерской лавры из своих корпусов, в российском политикуме активизировались разговоры о том, что раз уж эту лавру Русская церковь потеряла, то нужно срочно искать ей замену и учредить новую. Например, в Псково-Печерском монастыре. Что вполне объяснимо, ведь нынешний митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) котируется «вторым человеком в РПЦ» после патриарха. В публичном пространстве первым, кто озвучил эту идею, оказался Сергей Степашин (теперь он председатель попечительского совета Фонда развития территорий и председатель совета АНО «Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)»). «После того, что случилось на Украине с Киево-Печерской лаврой, Псково-Печерский монастырь, и мы это обсудим с патриархом, должен занимать особое место в православном мире», – заявил Степашин. «Возможно, в перспективе он мог бы стать лаврой», – добавил он. Впрочем, митрополит Тихон довольно быстро «сдал назад» и заявил, что все эти идеи – «личные мысли» Степашина. «Мы небольшой провинциальный монастырёк, и этого статуса, просто Псково-Печерского монастыря, нам более чем достаточно», – сказал он. Впрочем, тут же посыпались упрёки в «ложной скромности», попытке всех запутать и изощрённом интриганстве.
Помимо Пскова, к участию в разделе лаврского наследия подключился было Минск. В июле 2023-го президент РБ Александр Лукашенко заявил, что власти Беларуси сделают всё для того, чтобы гонимые монахи из Киева нашли приют в его республике. «Ни один монах без внимания в Беларуси не останется», – сказал он. Белорусская православная церковь, в свою очередь, заявила, что готова принять у себя изгнанных монахов и предоставить им жилые помещения.
Отсюда закономерный вопрос: что такое лавра сегодня, когда от былых имперских привилегий не осталось и следа? Почему вокруг этого слова такой ажиотаж? Чем лавра отличается – или должна отличаться – от обычного монастыря?
Лавриоты – «элита» монашества
Древнегреческое λαύρα означает «улица», или вообще «многолюдное место». Есть расхожее мнение, что лавра в православии – это просто «большой монастырь», или «монастырь, в котором много монахов». Но это не совсем так.