Хоны – греческое слово, означающее «расселины», то есть в Хонах (по-славянски – «в Хонех»). Это место во Фригии, в местности, называемой Херотопа, где располагался города Иераполь, на месте разрушенного в 64 году землетрясением города Колоссы, жителям которого было адресовано одно из посланий апостола Павла.
Уже в начале IV века там располагался храм во имя архистратига Михаила, а около него – целебный источник, славившийся на всю округу.
По легенде, храм построил один богатый житель города Лаодикии, дочь которого страдала немотой. И однажды ему во сне явился сияющий ангел, который открыл, что девочка исцелится, если выпьет воды из того источника. Отец поверил в это видение, отвёз дочь к источнику, и, испив из него, девушка чудесно обрела дар речи. Обрадованная семья вместе с исцелённой приняла христианское крещение, а отец возвёл в том месте рядом с источником храм во имя св. архангела Михаила, который, в «Откровении Иоанна Богослова» назван главным полководцем ангельского воинства против сил тьмы. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною… (Откр. 12: 7–9)».
Наверное, в явлении архангела Михаила он видел знак будущей победы христианства над тьмой язычества.
И вот во время распрей между арианами и православными христианами еретики решили захватить и разрушить храм вместе с источником. Для этого они собрались затопить это место, соединив в одно русло две бурные горные реки.
Но служивший в храме более 60 лет пономарём некий благочестивый человек по имени Архипп стал молиться архистратигу Михаилу, и тот ударом жезла открыл в горе широкую расселину и повелел потоку устремиться в неё. И храм остался невредим.
Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а собравшиеся к храму христиане прославили Бога за помощь.
* * *
Но почему из всего Церковного предания об архангеле Михаиле (к примеру, архистратиг Михаил явился Иисусу Навину у стен Иерихона, а также защитил от дьявола тело Моисея) именно это чудо стало основой популярного в русской церкви праздника?
Дело в том, что в 1357 году проживавший в Москве митрополит Киевский и всея Руси Алексий получил приглашение в Орду с тем, чтобы своими молитвами исцелить мать властвующего хана Джанибека ханшу Тайдулу, ослепшую от неведомой болезни. Ханша Тайдула просила многих знахарей, шаманов и целителей вылечить её, но всё было напрасно. Наконец она призвала к себе и главного служителя христианского Бога – может быть, у него получится.
По преданию, ожидая святителя, Тайдула увидела сон – как он приближался к ней в торжественном облачении и с ним священники в таких же одеждах… Пробудившись, она повелела изготовить такое же облачение, как она видела во сне, – и потом это облачение, подаренное Тайдулой святителю, хранилось у раки святого в Чудовой обители.
И чудо произошло. По молитвам святителя Алексия Тайдула вновь обрела дар зрения. И произошло это как раз 6 сентября (19 сентября по новому стилю) в день церковного праздника в честь Чуда в Хонех.
В знак благодарности святитель Алексий получил от хана Джанибека перстень Чингисхана, ярлык, освобождавший Русскую церковь от дани Орде, а также участок земли в московском Кремле – тот, где стояла ханская конюшня.
Вернувшись в Москву, митрополит велел снести конюшню, а на этом месте заложил каменный храм в честь Чуда архангела Михаила в Хонех – будущий собор будущего Чудова монастыря.
* * *
Впоследствии Чудов монастырь приобрёл особое мистическое значение для России: со времени Ивана Грозного именно в этом монастыре у раки святителя Алексия повелась традиция крестить новорождённых царских детей.
В 1612 году в Чудове совершил свой подвиг и погиб святитель Гермоген, патриарх Московский, отказавшийся благословить на русское царство польского королевича Владислава, которого привела на Русь предательская Семибоярщина, рассылавший из заточения по всей России грамоты с призывом бороться за Отечество и ставший идейным вдохновителем русского ополчения: «Благословляю воинов на смерть за веру и на защиту Отечества!».
Новый смутный 1917 год принёс Чудову гибель. В ходе штурма Кремля большевики прицельно били по монастырю из артиллерийских орудий. После революции монахов из обители разогнали, а в монастыре открыли сперва какой-то кооператив «Коммунист» и избу-читальню, а потом кремлевский Лечсанупр, где самые лучшие врачи наблюдали вождей революции. В 1930 году Чудов монастырь и вовсе снесли – для освобождения территории под строительство правительственного здания Президиума Верховного Совета.
Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни.
Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и Третьяковскую галерею.
Но как гласит церковное предание, ангел-хранитель храма до скончания веков пребывает у того места, где был престол и совершалась Божественная литургия, – даже если сам храм был осквернён и разрушен до основания. Поэтому пришло время восстановить Чудову обитель – как знак спасения России от большевистской смуты.