В чём смысл праздника?
Праздник Пятидесятницы (по-еврейски Шавуот), как и многие христианские праздники, имеет ветхозаветное происхождение. Он был установлен в память о даровании израильскому народу десяти заповедей на горе Синай. Именно с этого момента потомки двенадцати сыновей Иакова, чудесным образом освобождённые Богом из египетского рабства, начинают свой исторический путь как единая нация. Таким образом, Шавуот – это день рождения самого еврейского этноса. Но в год крестной смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа совершилась другая Пятидесятница: ученикам Христа был дарован уже не Закон, но сам Святой Дух. И с этого момента простые рыбаки, ремесленники и, как сейчас бы их назвали, мелкие предприниматели окончательно преображаются внутренне и становятся Церковью Христовой.
Интересно, что, как и все важнейшие события, сошествие Святого Духа на апостолов было предварительно предсказано пророками. Так, ещё за 6 веков Бог, утешая народ израильский, претерпевавший голод, через пророка Иоиля говорил, что Он не только подаст им хлеб насущный, но и «изольёт от Духа Своего на всякую плоть». Подобное этому говорил Бог и через пророка Иезекииля. Пророк Иоанн Предтеча, по долгу призвания своего приготовляя иудеев к встрече Мессии, готовил их и к принятию Духа Святого. Неоднократно объявлял он им, что после его крещения водою вскоре откроется Крещение Духом Святым и что последнее Крещение несказанно важнее первого.
Сам Спаситель также указывал на будущее пришествие Святого Духа: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Господь объясняет ученикам, что Утешитель – Дух Святой: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам».
Как произошло Сошествие Святого Духа?
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано евангелистом Лукой в начальных главах его книги «Деяний святых апостолов». Итак, всё это время после Воскресения Христа ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми жёнами-мироносицами и другими верующими (около 120 человек) находились в Иерусалиме в так называемой Сионской горнице. Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и так как «каждый слышал их говорящих его наречием», все пришли в изумление. Но нашлись среди толпы и циники, которые не постыдились смеяться над вдохновенными проповедниками, говоря, что апостолы, мол, уже так рано успели напиться вина. Пётр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: «Мужи иудейские и все, живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». Когда же многие из народа, умилившись сердцем при словах Петра, спросили его, что делать им, то Пётр стал убеждать их покаяться в грехах своих, уверовать во Христа, чтобы и им получить дар Духа Святого, и произвёл такое сильное впечатление на слушателей, что в тот же день около трёх тысяч человек из них обратились ко Христу. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов. И каждый день пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершалось через Апостолов в Иерусалиме».
И после сошествия Святого Духа с апостолами произошла удивительна перемена: из трусоватых людей, обладающих простой крестьянской смекалкой, они стали мужественными и бесстрашными сподвижниками Христа. Результатом полученных ими благодатных даров было возникновение множества христианских общин ещё при жизни апостолов не только в разных частях Римской империи, но и за её пределами: в Северной Африке, Индии, Персии и на юге Скифии. Так, благодаря неутомимым трудам апостолов стало распространяться христианство во всём мире, а вместе с этим началось и возрождение человеческого общества.
Таким образом, Пятидесятница новозаветная тоже стала днём рождения народа – христиан и Церкви Христовой. Но этот народ имеет уже иные принципы своего бытия, нежели народ Израиля. Для члена Церкви абсолютно не важны ни его национальность, ни социальный статус, ни состояние здоровья, ни пол, ни возраст. Важно одно единственное условие – вера во Христа и следование Его святым заповедям.
Сходит ли сейчас Святой Дух?
Со дня сошествия Святого Духа на апостолов каждый новокрещёный удостаивается благодати Духа Святого. Причём в этот момент Святой Дух ещё подаёт отдельным верующим особые дарования, которые нужны для блага Церкви и общества. Об этих особых дарованиях апостол Павел так пишет: «Каждому даётся дар Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; ...иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, наделяя каждого особо, как Ему угодно». Христианин, получив благодать, становится живым храмом Святого Духа. Вот почему он должен хранить себя от всякого греха, как наставляет апостол. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? – спрашивает ап. Павел. – Если кто разорит храм Божий (невоздержанностью], того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм – вы».