Теперь поклонники Леонида ожидаемо переходят из лоялистов в оппозиционеры и обрушивают свой гнев уже не на «заговорщиков в ОВЦС», а лично на патриарха Московского. Эпицентром этого «народного гнева» стал блог Александра Вознесенского – киприота украинского происхождения. Ранее Вознесенский вёл успешные информационные войны с «феофаниевскими предателями» и был выгоден руководству РПЦ, поскольку призывал к единству Украинской церкви с Московским Патриархатом. На мягкую и набившую всем оскомину критику ОВЦС и «филокатоликов» в церковных верхах можно было закрывать глаза. Теперь на «Религии и политике» вовсю склоняют имя патриарха Московского, называя его «еретиком» и «предателем православия», который «торгует Церковью ради встречи с папой римским».
На этом фоне реакция православных на перемещение митрополита Тихона, на удивление, довольно отстранённая и вместе с тем единодушная: все жалеют псковичей, которые «хорошо пожили, но недолго». Это и не удивительно, ведь Тихон за пять лет пребывания на Псковской кафедре показал себя как надо. Он привлёк на нищую Псковщину такие финансы, которых там никогда не видели. Фактически Тихон стал для этого региона тем, кем в своё время певица Чезария Эвора стала для своих родных островов Кабо-Верде. То есть примерно всем. Он восстанавливал не только храмы, но и дороги, и даже канализацию в Печорах. Больница, музей, детские лагеря – список огромен. Во-вторых, у митрополита было много «внешних дел», и поэтому, в отличие от своего предшественника Евсевия, известного только травлей убитого 10 лет назад отца Павла Адельгейма и вообще террором местного духовенства, владыка Тихон никого не травил. Псковичи-журналисты резюмируют: преемнику владыки Тихона в Пскове «будет непросто». Просто потому, что при Тихоне все жили слишком хорошо и подул «свежий ветер». Тем не менее преемник нашёлся. Епископ Юрьевский Арсений, викарий Новгородской епархии, – такой архиерей, который скромно действует, но дело своё знает. Под его крылом теплится множество живых инициатив в Юрьевском монастыре, которые теперь надо будет кому-то передать, чтобы войти в пучину дел, доставшуюся ему вместе с Псковской кафедрой.
К слову, больше всех постов на прошедшем Синоде потерял совсем другой архиерей: митрополит Дионисий (Порубай). Последний был отставлен вообще ото ВСЕХ должностей (т.е. управделами Патриархии, постоянного члена Синода, члена Высшего Церковного Совета, первого викария патриарха по городу Москве, управляющего Центральным викариатством г. Москвы, секретаря Межсоборного присутствия, председателя Общецерковной дисциплинарной комиссии при патриархе, председателя Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, и наместника Новоспасского монастыря). Взамен – перевод на далёкую и «депрессивную», по мнению многих, Омскую кафедру. Но отставку владыки Дионисия почти никто не комментирует. Здесь у православных какая-то выученная беспомощность. Все уже привыкли, что у управделами, как у кавалергардов, век недолог. Дольше всех эту должность занимали протопресвитер Николай Колчицкий при Сталине и Хрущёве (1941–1960), митрополит Алексий (Ридигер, будущий патриарх; 1964–1986) и нынешний петербургский архиерей митрополит Варсонофий (Судаков; 2009–2019). Средний срок для управделами – два-три года. Поэтому на отставку митрополита Дионисия в церковной среде смотрят спокойно: «Видимо, срок пришёл», «пустили в расход». Про сменщика Дионисия, владыку Григория (Петрова), канал «Антицерквач» уже пишет, что «пребывание его будет недолгим». Он действительно выскочил из Кубани тёмной лошадкой с абсолютно дистиллированной биографией и лояльностью к власти. Но на всех восьми «расстрельных» должностях нужна фигура не столько ровная, сколько крепкая, гибкая и потому устойчивая.
В отличие от действительно ситуативной и ничего не значащей за пределами Патриархии отставки Дионисия, перемещения Тихона и Леонида имеют свои причины, но они никак не связаны с борьбой «церковных партий». Даже недруги митрополита Тихона признают, что новый крымский пост владыки – решение именно политическое. То есть таково пожелание президента: «воля Президента – закон для подчинённых: все на фронт, вытаскивать страну из украинской ямы». Иными словами, это не понижение и не повышение во внутрицерковной иерархии – просто Тихона направляют туда, где он больше всего нужен стране. К тому же есть мнение, что у псковского губернатора отношения с митрополитом Тихоном сложились не очень, но если это и причина, то второго порядка. Специализация владыки Тихона – это, как известно, кино и вообще индустрия народного просвещения. Именно это сейчас необходимо на полуострове.