«Христианское движение должно чувствовать поступь истории»

К 100-летию Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Москве прошла конференция, собравшая исследователей из разных стран, а также старейших участников Движения


Четвертая в первом ряду (сидит в клетчатой юбке) – Нина Можайская, Лагерь РСХД, 1947 год. Фото: общественное достояние

Четвертая в первом ряду (сидит в клетчатой юбке) – Нина Можайская, Лагерь РСХД, 1947 год. Фото: общественное достояние

Для меня он Боб

«Я первое поколение детей, родившихся в эмиграции после революции. Я родилась в Париже, там было много-много русских, и все взрослые считали своим долгом нам передать Россию, каждый – в чём он мог. Я слышала 600 или 700 рассказов о том, как происходила революция», – говорит 86-летняя Нина Георгиевна Можайская, одна из руководительниц детских лагерей Русского студенческого христианского движения в Париже в 1950-е годы. 

К 100-летию образования РСХД, ставшего одним из самых значительных явлений церковной жизни русской эмиграции, Свято-Филаретовский институт и Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына провели в Москве конференцию «Русское студенческое христианское движение: опыт оцерковления жизни». Пожалуй, самым трогательным её событием стал круглый стол с участием стариков-движенцев, которые помнят отца Сергия Булгакова, отца Василия Зеньковского, отца Александра Шмемана и других представителей легендарной парижской школы богословия, народившейся во многом в среде РСХД.

РСХД – объединение христианской молодёжи в эмиграции, которое имело преимущественно религиозно-просветительский характер и ставило своей целью привлечение верующей молодёжи, выработку у неё целостного христианского мировоззрения, а также подготовку проповедников в условиях распространившихся материализма и атеизма. 

Нина Можайская, переводчик, автор-составитель катехизиса «Жив Бог» (Париж, 1979), впервые попала в лагерь РСХД в возрасте десяти лет. «Русский язык был тогда обязательным, – вспоминает она. – Мы все ходили во французские школы, а дома говорили по-русски».

«Если кто-то забывался и говорил по-французски, то получал замечание, – вспоминает Нина Георгиевна строгие порядки в летних лагерях РСХД во Франции. – Если у нас было три замечания, то вечером после ужина надо было выучить восемь стихов – каких угодно, но на русском языке. Это было не очень большое наказание. За его выполнение отвечал Юрий Игоревич Демидов, такой двухметровый гигант, он играл в регби. Он старался нас напугать, мы делали вид, что пугались, но знали, что он добрейший человек и абсолютно преданный Движению. Для него Движение было его жизнью, его семьёй. И как-то вечером, когда мы все ему свои стихи рассказали, то говорим: Юрий Игоревич, теперь вы нам должны рассказать стихи! – Но я же не наказан. – Нет, вы не наказаны, но всё-таки пора вам тоже».

«Они были доступны нам, – говорит Нина Георгиевна о воспитателях и участниках Движения. – Всегда была возможность к ним обратиться, они помогали и наставляли».

«Для меня он Боб», – вспоминает Нина Можайская об отце Борисе Бобринском, известном богослове, в течение многих лет возглавлявшем православный Свято-Сергиевский институт, открытый в Париже русскими эмигрантами. Отцов Александра Шмемана и Иоанна Майндорфа они воспринимали не только как великих богословов, но и как друзей. «Мы знали, что они богословы, что они известны, но дома мы об этом не говорили».

«Мне было лет 13, лагерь заканчивался парадом на Успение, – рассказала она об одном из самых значительных событий своего детства. – Меня подозвали девочки и спросили: “Хочешь ли ты быть дружинницей? Но знай, что это тебя обязует на всю жизнь”. Это было очень серьёзно, и я согласилась. Я думаю, что все движенцы знают, что это на всю жизнь. Отец Василий Зеньковский говорил: не надо становиться ни монахами, ни священниками, вы можете быть кем угодно – инженером, скульптором, химиком – но вы это всё посвящаете Богу».

Это была наша семья

83-летний парижанин Александр Анатольевич Викторов, которого все зовут Шуриком, также участвовал в Движении и был сначала воспитанником, а потом и руководителем лагерей и председателем РСХД. Александр Анатольевич поделился воспоминаниями о школе, в которой проводились уроки русского языка и Закона Божьего. «Школа была небольшая, и в какой-то год нас оказалось два человека в классе: девочка протестантка – она на Закон Божий не ходила – и я. Отец Алексей Князев преподавал Закон Божий мне одному и каждый четверг приезжал для этого на машине, он жил в часе езды (в Свято-Сергиевском богословском институте отца Алексея Князева называли «горлом отца Сергия Булгакова», потому что когда отец Сергий уже не мог говорить после операции, отец Алексей озвучивал его лекции студентам. – «Стол»). Он был нашим духовным руководителем больше 30 лет». 

«Мы ходили в походы во французские Альпы, и они были духовно важны. Мы чувствовали близость с природой, вместе преодолевали трудности, пели русские песни у костра. И дружба, которая между нами рождалась, продолжается в течение всей жизни. Это действительно семья», – говорит Шурик. Два раза в год проводились съезды, на которых выступали богословы из Сергиевского подворья. «Специально на один день прилетал из Америки отец Александр Шмеман. Оливье Клеман бывал докладчиком на наших съездах». Под руководством блестящего режиссёра Владимира Павловича Субботина они ставили «Вишнёвый сад», «Чайку», «Горе от ума», «Ревизора», «Дядю Ваню». На эти постановки собирался весь русский Париж. 

Сообщество русских мыслителей, профессоров и студентов-эмигрантов, выросшее в одно из самых заметных и значимых явлений в истории русского православия в XX веке, родилось в городке Пшеров под Прагой 100 лет назад на Первом Пшеровском съезде.

Целью съезда было объединить русские студенческие кружки и организации и обсудить вопросы о путях и формах религиозной деятельности среди русской молодёжи, оказавшейся в совершенно новых для себя условиях. Среди участников Первого съезда РСХД, вошедшего в историю как «Пшеровская пятидесятница», были Василий Зеньковский, протоиерей Сергий Булгаков, Николай Бердяев, Антон Карташёв, Павел Новгородцев, Георгий Флоровский, Сергей Безобразов, епископ Сергий (Королёв) и другие крупнейшие русские религиозные мыслители.

«РСХД – это целая эпоха. Это то, что входит в историю всего человечества и христианства, потому что это имеет значение не только для прошлого, но и для настоящего и будущего. Я надеюсь, что наша конференция внесёт свой вклад в историю и поможет нам почувствовать себя её наследниками», – такими словами открыл конференцию к столетию Движения священник Георгий Кочетков. 

Эпоха РСХД

Кирилл Соллогуб, председатель РСХД (Париж), в докладе «РСХД в истории и современности: ответы на вызовы времени и кризисы церкви» показал, как Движению, возникшему в ответ на историческую катастрофу революции 1917 года в России и последовавшие затем гражданскую войну и эмиграцию, на протяжении всего столетия удавалось адаптироваться к историческим условиям. Во время Второй мировой войны, когда Восточная Европа была занята советскими войсками, а Западная – нацистами, деятельность РСХД во многих местах оказалась запрещена, однако участники Движения противостояли оккупационным силам, продолжая провозглашать Евангелие и приходить на помощь нуждающимся и гонимым. За это члены Движения, такие как миссионеры РСХД в Эстонии Иван Лаговский, Татьяна Дезен, Николай Пенькин или мать Мария (Скобцова) и её сотрудники в Париже, заплатили своей жизнью. Во Франции Движение во время оккупации могло существовать, но уже в рамках прихода. После войны деятельность РСХД была восстановлена и продолжена в Париже. Среди выдающихся участников Движения русских эмигрантов – Иван Морозов, Татьяна Лебедева, Пётр и Никита Струве, Мария Ельчанинова, Игорь Верник и другие. Движение постепенно укоренилось на Западе и стало развивать деятельность на французском языке, продолжая следить за церковной жизнью в Советской России. В 60-е годы был создан Фонд помощи верующим в СССР. Благодаря трудам членов РСХД публиковались и попадали в Советский союз запрещённые рукописи Солженицына и журнал «Вестник РСХД». После распада СССР РСХД пришло в Россию, в том числе через свой журнал.

«Вестник РСХД» был в том числе и органом, где сами участники Движения вели споры о том, каким ему следует быть. В 1933 году Николай Бердяев публикует в «Вестнике» статью «Об идеологическом кризисе движения», рассказала Людмила-Илона Скоробогатова, редактор богословского журнала «Вестник Свято-Филаретовского института». В ней философ пишет о том, что Движение не может быть лишь движением к Православной церкви, но должно быть движением из Православной церкви – как источника духовного питания и крепости – ко всем мучительным вопросам, поставленным жизнью. «Христианское движение есть неизбежно явление социальное и культурное… оно должно иметь идеи, быть взволновано проблемами, которые сейчас волнуют мир, чувствовать поступь истории», – настаивал Бердяев. 

Святой Лаговский

Об одном из выдающихся деятелей РСХД, который впоследствии был причислен к лику святых, рассказала Наталья Ликвинцева, ведущий сотрудник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына. Иван Лаговский служил псаломщиком в одной из церквей Праги, где в 1925 году познакомился с отцом Сергием Булгаковым. Лаговский, будучи богословом и педагогом по образованию, был приглашён в круг РСХД. У нового участника Движения была довольно разнообразная деятельность. Он работал в центральном секретариате РСХД, преподавал в Свято-Сергиевском богословском институте, занимался изданием журнала «Вестник РСХД», делал обзоры о церковной ситуации в Советской России, вёл литургический кружок, создал Движение крестьянской молодёжи и занимался собственно педагогической работой в Религиозно-педагогическом кабинете Зеньковского. Его темами в образовании молодого поколения стали духовный портрет современной молодёжи, идеал целостной христианской педагогики, роль физического воспитания, роль творчества, педагогика как свидетельство о Христе. Также он разрабатывал религиозно-философские и богословские идеи – например, живое единство и цельность бытия, личность как богословская проблема, номинализм и реализм, православная философия телесности и богословие культуры. В 1940 году Иван Лаговский, работая и живя в Эстонии, был арестован советской властью за участие в антисоветском РСХД. 3 июля 1941 года был расстрелян. 

Оцерковление жизни

Одной из главных тем конференции стало понятие «оцерковления жизни». «Охристовление опирается на слова: “Не я живу, но живёт во мне Христос”. Образ Божий, икона Христа, которая и есть самая подлинная и настоящая моя сущность, является единственной мерой вещей, единственным путём, данным мне. Каждое движение моей души, каждое отношение к Богу, людям, миру определяется с точки зрения пригодности этого явления выразить заключённый во мне образ Божий», – такое понимание оцерковления, под которым сегодня готовы подписаться христиане разных конфессий, предлагала одна из самых ярких деятельниц русской эмиграции мать Мария (Скобцова), казнённая в нацистском концлагере в 1945 году.

Дмитрий Гасак, первый проректор Свято-Филаретовского института, представил доклад на тему «Оцерковление и воцерковление: экклезиологическое значение двух понятий и двух образов жизненного действия». В чём разница этих понятий? Общий их смысл – соединение человека с церковью. «“Воцерковление” в узком смысле означает обряд, совершаемый во время таинства крещения, – говорит Дмитрий Гасак. – А в широком смысле это понятие обозначает путь углубления человека в богопознание, совершенство веры, единение веры и жизни и в наше время используется чаще. “Оцерковление” связано с духовными поисками русской интеллигенции в начале XX века и послереволюционной эмиграции. Оно также обозначает соединение человека с церковью, проявление качества церковности во всех аспектах его жизни». 

Соединение человека с церковью в разное время называлось по-разному, но главные цели и принципы «воцерковления» и «оцерковления» остаются всегда одними. Правда, для русской молодёжи, оказавшейся в эмиграции в начале XX века, «оцерковление» ещё могло переживаться как возвращение на потерянную родину, заметил Дмитрий Гасак. Дистанция, отделяющая современного человека не только от церкви, но и от христианской и русской культуры, такова, что если здесь и уместна метафора возвращения, то это возвращение из других миров или кругосветного путешествия. 

Идея «оцерковления культуры», ставшая одной из визитных карточек РСХД, имела свои серьёзные истоки в дореволюционной русской мысли. Об одном из её разработчиков – петербургском священнике Константине Аггееве, близко дружившем с отцом Сергием Булгаковым и другими деятелями РСХД, был доклад профессора Свято-Филаретовского института Юлии Балакшиной «Оцерковление культуры: от опыта к богословию». Она рассказала, как сын крестьянина, далёкий от культуры, стал столичным священником и одной из значимых фигур Русской православной церкви двадцатого столетия. Отец Константин Аггеев вместе с сыном был расстрелян в Крыму в 1922 году. 

Отец РСХД

Отмечая 100-летие РСХД, нельзя не вспомнить и об отце Сергии Булгакове – богослове и крупнейшем деятеле русской церковной эмиграции, создателе и вдохновителе РСХД. Как напомнил директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин, Никита Струве сравнивал значение Булгакова для православия со значением Фомы Аквинского для католиков. 

Булгаковым было написано много текстов о Движении. Например, «Церковь, мир, Движение», «Догматическое обоснование культуры», «Церковное служение движения», «Сила церкви». Все вместе эти статьи позволяют составить довольно целостное представление о том, как Булгаков видел духовные задачи РСХД и – шире – Православной церкви в XX веке, что показал в своём выступлении член исполнительного комитета издательства «ИМКА-пресс» Даниил Струве, представивший аналитический обзор этих статей. 

Выпускница Свято-Филаретовского института, аспирантка СПбДА Юлия Антипина выступила с темой «Оцерковление жизни в экуменической деятельности протоиерея Сергия Булгакова». В чём видел отец Сергий основу церковного единства, исследовательница показала на истории его взаимоотношений с англиканами, из которых в 1928 году родилось Содружество преподобного Сергия и святого Албания в Лондоне. «Мы рождаемся в церкви, живём среди церковного народа, окружены церковной обстановкой, для нас это привычно и нормально, но те, кто приходят к церкви для того, чтобы отдать ей свои силы, как будто рождаются во второй раз, просыпаются к иной жизни, чувствуют себя по-новому призванными Господом, который призвал тех, кого хотел», – писал отец Сергий Булгаков. 

Главный журнал РСХД

Издание, ставшее в 70-е годы толстым общественным журналом, известным в том числе советской церковной интеллигенции, выросло из внутреннего бюллетеня Движения, который носил преимущественно просветительский характер. Сегодня «Вестник Русского христианского движения» – религиозный, философский и литературный журнал русской эмиграции. Об истории главного журнала РСХД рассказала его главный редактор Татьяна Викторова (Париж). 

Журнал начал издаваться в Париже в 1925 году по инициативе Николая Зёрнова (философ, богослов, общественный деятель русской эмиграции. – «Стол»). Он был создан с целью сплотить молодых студентов-эмигрантов и продолжить развитие православной культуры. В издании журнала активно участвовали Иван Лаговский, Георгий Федотов и Василий Зеньковский. Во время Второй мировой войны издание «Вестника» прервалось, после чего было возобновлено в Мюнхене в 1949 году Александром Киселёвым, учеником и другом Лаговского. В 1950 году издательство вернулось в Париж под руководством Ивана Морозова, а позже его возглавил Никита Струве. В журнале публиковались тексты Николая Бердяева, отца Сергия Булгакова, Семёна Франка, Владимира Ильина и других религиозных философов. С 1992 года «Вестник» начал печататься и в Москве. 

Отдельным событием этих дней стало представление новой книги Ульяны Гутнер «Русское студенческое христианское движение: истоки, возникновение и деятельность в 1923–1939 годах» (отрывки из неё «Стол» публиковал к юбилею Движения) – первого подобного исследования об этом периоде жизни Движения на русском языке. «Мы сегодня присутствуем при историческом событии», – отозвался о выходе книги председатель РСХД Кирилл Соллогуб.

В конференции также участвовали ведущий сотрудник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына Олег Ермишин, научный сотрудник культурного центра «Покровские ворота» Джованна Парравичини, декан исторического факультета СФИ Константин Обозный, член редколлегии журнала «Вестник Русского христианского движения» Виктор Александров, заведующий кафедрой философии и религиоведения ПСТГУ Константин Антонов и другие.