Его настоящее имя – Иуда, и он был молодым рыбаком из города Пансады, расположенного на берегу Геннисаретского озера. Однажды он услышал проповедь Христа, которая побудила его бросить дом и устремиться вслед за Ним.
Иуда был так восхищён проповедью Христа, что стал тенью следовать за Учителем. И, увидев такую ревность, Иисус призывает молодого человека стать учеником. Так рыбак становится апостолом. Юноше дают прозвище «Фома», что значит «Близнец», так как, по преданию, он был внешне похож на Иисуса. Но в библейскую историю он вошёл под другим своим прозвищем: «Фома неверующий».
Евангелист Иоанн особо выделяет апостола Фому в двух эпизодах.
Первый: Спаситель узнает о смерти Своего друга Лазаря и отправляется к нему, несмотря на то что Ему угрожает опасность, ведь первосвященники давно ищут случая, чтобы схватить бродячего проповедника, в Котором всё больше и больше иудеев стали признавать обещанного Мессию. И вот в то время, когда другие апостолы уговаривают Учителя никуда не ходить, Фома, напротив, призывает: «Пойдём и мы умрём с Ним» (Ин 11:16).
Разве это неверующий апостол?! Напротив, в этих словах проявляется его в хорошем смысле слова максимализм, внутренняя цельность, готовность умереть за то, что любишь и ценишь.
Второй эпизод связан с Воскресением Христа, когда апостол Фома, услышав о возвращении Учителя, неожиданно говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20:25).
Фома напоминает остальным апостолам, что Иисус принял самую мучительную казнь в мире, и на кресте смерть не может быть понарошку.
И Господь, зная упрямый характер Фомы, приходит к нему.
«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин 20:26–27).
Но обратите внимание: Фома отказался вкладывать пальцы в раны Христа. В изумлении он лишь восклицает: «Господь мой и Бог мой!»
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошёл со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».
* * *
В Евангелиях и Книге Деяний апостольских о Фоме ничего более не сказано. Но, по церковному Преданию, святой апостол Фома проповедовал в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.
Надо сказать, со времён Александра Македонского между Римской империей, Средиземноморьем и Индией уже было налажено регулярное транспортное сообщение, так что апостол Фома вполне мог туда добраться.
В житии апостола упоминается, что Фому – как архитектора дворца – нанял на службу индийский царь Гундофар. Этот царь – реальное историческое лицо. В позапрошлом веке в Кабульской долине Афганистана были найдены монеты с его именем, и по ним можно определить, что Гундофар правил в I веке по Рождеству Христову, примерно в 45–46 годах. Это как раз те годы, когда Фома мог оказаться в Индии.
Правда, строительство дворца в итоге обернулось криминальной историей. Фоме выдали из царской казны большие деньги, однако апостол всё раздал беднякам, не потратив на дворец ни одной монеты. Разгневанный царь Гундофар приказал арестовать Фому. Однако в ту же ночь царю явился его умерший брат, который сказал, что много обителей он видел на небесах, но самый прекрасный дом – тот, что возведён для Гундофара. На вопрос, кто же строил это дом, брат ответил, что имя строителю – Фома. Гундофар очень удивился таким сведениям и приказал отпустить апостола.
Последние годы земной жизни апостол Фома провёл в индийском городе Мелипур, близ Мадраса. Там он сумел обратить ко Христу супругу и сына местного царя Маздея. Царь, узнав об этом, пришёл в ярость, ведь всё это совершилось за его спиной, и велел заключить Фому в темницу и приговорил к смертной казни. Тогда родственники царя пришли к апостолу прямо в тюрьму, чтобы там принять от апостола крещение. И Фома, подобно апостолу Петру, через затворённые двери темницы вышел на волю, явился к новообращённым и послужил для них литургию. А также рукоположил человека по имени Сифор в священники, а новообращённого сына царя – в диаконы. После этого Фома уже со спокойным сердцем вернулся в темницу, где и претерпел мученическую смерть: его пронзили копьями.
Церковь, основанная святым Фомой в Индии, сейчас насчитывает около двух миллионов последователей. На месте предполагаемой гибели апостола, в городе Ченнаи (бывший Мадрас), находится базилика, где покоятся мощи святого.