Поразительно: Новый завет начинается с Евангелия от апостола Матфея, но вот о его авторе мы, увы, знаем крайне мало. Сам апостол в написанном им самим Евангелии себе посвятил буквально несколько строк: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф 9:9).
Чуть более подробный рассказ приводит евангелист Лука: «Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними» (Лк 5:27–29).
Интересно, что Марк называет его другим именем: Левий Алфеев.
«И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошёл к Нему, и Он учил их. Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним» (Мк 2:13–14).
Из дальнейшего рассказа апостола Марка мы узнаем, что Матфей, он же Левий (тогда у людей вполне могло быть по два имени – настоящее и прозвище), пришёл в общину Христа не один, а с братом Иаковом, который также стал ближайшим учеником Иисуса. Их отца звали Алфей, братья жили в галилейском городке Капернаум, который был расположен на дороге, связывавшей два крупных города: средиземноморский порт Кесарию и столицу Сирии Дамаск.
* * *
Само название Капернаум переводится как «деревня Наума». Вполне вероятно, что поселение было названо в честь пророка Наума, который жил в VII веке до н. э., когда самой могущественной державой на Ближнем Востоке была Ассирийская империя. Но пророк Наум, чье имя в переводе означает «Утешение», в самом расцвете могущества ассирийцев предсказал падение захватчиков: «Велико терпение Господа, огромна сила, виновного не оставит Он без наказания: в буре и вихре идёт, облака попирает, как пыль!.. Кто устоит пред Его негодованием? Кто выдержит Его пылающий гнев? Ярость Его разливается, как огонь, и скалы разрушаются пред Ним. Благ Господь! Он – убежище в скорбный день, знает Он прибегающих к Нему».
Вероятно, иудеи любили своего яростного пророка и много раз цитировали его строки – в утешение от всех горестей.
Учёные считают, что «деревня Наума» (или, может быть, «деревня Утешения»?) возникла во II веке до н. э., то есть после завоевания Иудеи и включения её в состав эллинистической империи Селевкидов. Царь Антиох IV приказал переименовать Храм в Иерусалиме в честь Зевса и установить в Святая Святых Храма языческого идола Громовержца, что вызвало восстание маккавеев. Многие восставшие были перебиты, а уцелевшие жители Иерусалима бежали на побережье Галилейского моря, где нашли и спасение, и утешение.
Возможно, Капернаум был населён потомками тех спасшихся служителей Храма. И неслучайно в Евангелии Капернаум называют городом Иисуса: об этом писал сам апостол Матфей: «Он, войдя в лодку, переправился и прибыл в Свой город» (Мф 9:1).
Именно в Капернауме жили апостолы, братья Пётр и Андрей.
Видимо, в этом была причина выбора Иисусом Капернаума в качестве постоянного пристанища в Галилее, о чём сообщает Лука: «И пришёл в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние» (Лк 4:31).
Из Капернаума апостолы уходили на рыбную ловлю, здесь Иисус совершил много чудес: исцелил тёщу Петра, слугу сотника, парализованного.
Своего же дома у Иисуса в Капернауме не было, Иисус обычно гостил у Петра: «Он вошёл в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила её. Она тотчас встала и служила им. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему, и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их» (Лк 4:38–40).
И в Капернауме Он нашёл Себе того, кто первым изложил историю земного пути Сына Человеческого.
* * *
Археологи установили, что во времена Христа «деревня Наума» превратилась уже в небольшой город, протянувшийся вдоль берега.
Все дома, плотно примыкающие друг к другу, были построены из местного материала – чёрного базальта. Они были совсем небольшими и простыми по архитектуре, но зато с внутренними двориками и деревьями.
Большая часть жителей Капернаума занималась рыбным промыслом. Археологи нашли здесь древний причал, глубоко выдававшийся в воды Галилейского озера (рыбаки привязывали к нему свои лодки), а внутри города были остатки здания с небольшими бассейнами для выловленной рыбы. Видимо, это местный рыбный рынок, где проезжавшие мимо купцы могли купить свежей провизии.
Также в Капернауме располагался небольшой римский гарнизон – два-три десятка солдат. И был свой таможенный пост, где также собирали с евреев налоги в пользу имперской казны.
* * *
Сбор податей во все времена давал сборщикам немалые возможности для личного обогащения. Но в Римской империи поборы населения были фактически узаконены. Римские наместники заранее определяли размеры того, сколько они хотели получить налогов с подотчётной им территории, а провинциальные градоначальники и подотчётные им мытари – сборщики податей – брали столько, сколько могли взять, оставляя разницу себе. Естественно, мытарей не любили во всех провинциях империи. Также иудеи считали, что мытари оскверняли себя, так как регулярно общались с язычниками. Неудивительно, что выражение «мытари и грешники» стало обозначением самых презираемых людей.
И каким контрастом с этим презренным занятием звучит само имя Левий. Вероятно, его отец Алфей, давая сыновьям имена, решил напомнить им о Левии, сыне Иакова, потомки которого были левитами – священниками и людьми, постоянно служившими Богу.
Но братья Иаков и Левий Матфей пошли по другому пути, став богатыми, но самыми презираемым людьми в родном городке.
И совсем не случайно, что все три евангелиста подчёркивают, что обращение Христа к Левию Матфею произошло не просто так.
Это случилось после того, как в дом Петра, переполненный гостями, желающими послушать Учителя, принесли на носилках парализованного человека, которого родственники не смогли пронести в двери и спустили вниз через крышу.
«И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошёл в дом свой» (Мф 9:2–7).
То есть Иисус не просто исцелил недуг человека, но показал, что вера во Христа призвана исправлять саму человеческую природу – как телесную, так и духовную. Вернее, не исправлять, а восстанавливать свою изначальную природу. А потом показал, что вера способна восстанавливать и всю жизнь, одним словом превратив самого презираемого мытаря в служителя Господа, вернув Левию его истинное предназначение.
Сложно сказать, что мог думать сам Левий Матфей, услышав, как к нему обращается знаменитый пророк и проповедник, которого многие почитают за Мессию. С мытарями брезговали общаться простые иудеи, фарисеи при виде идущего Левия просто переходили на другую сторону улицы и плевали ему под ноги, а тут – Сам великий Учитель!
На радостях Матфей устроил у себя большой пир, на котором присутствовал и Иисус с учениками. Поскольку фарисеи были возмущены этим обстоятельством, Спаситель им сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф 9: 13).
Призыв Христа был услышан. Левий Матфей с братом Иаковом стали преданными учениками Иисуса, сопровождая Его по всей Палестине. Матфей был последователем Его учения и свидетелем чудес как до распятия, так и после Воскресения.
А после Пятидесятницы, исполнившись вместе с другими апостолами Благодати Святого Духа, Матфей был послан проповедовать Благую весть соотечественникам-иудеям.
* * *
Разумеется, мытарь, ведающий сборами налогов и пошлин, просто обязан быть грамотным. Но Матфей был прекрасно осведомлён в основах веры, жадно впитывая каждое сказанное Христом слово.
Поэтому он первым написал (через восемь лет после Вознесения) книгу с изложением учения и деяний Спасителя, предназначенную прежде всего для иудеев.
И своё Евангелие Апостол Матфей начал с родословной Иисуса – длинного списка имён, начинающегося от Авраама: «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама…» Таким образом, Матфей с самого начала ставит повествование о Христе в контекст истории Богоизбранного народа. Он показывает, что Иисус не дух и не ангел, как считали потом некоторые, но плоть от плоти израильского народа, продолжение его истории и исполнение заветов, данных Богоизбранному народу. Кроме того, родословная Иисуса доказывает Его происхождение от царя Давида, ведь именно Мессию – потомка величайшего царя Израиля – и ожидали иудеи.
Наконец, этот список имён доказывает, что и время прихода Христа было выбрано не случайно: «Всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов».
Матфей приводит множество значимых для иудеев деталей, скрупулезно показывая , как о пришествии Мессии говорили все ветхозаветные пророки и как Иисус исполнил все эти пророчества.
* * *
О дальнейшей жизни самого апостола мы узнаем из церковного предания, но тут полной ясности нет. Сначала он проповедовал в Иерусалиме и его окрестностях: книга Деяний, рассказывающая о первых миссионерских путешествиях, не упоминает Матфея. Но затем он, видимо, двинулся из Палестины на Восток и побывал в Сирии и Персии (это нынешний Иран).
В Житие апостола вошли также рассказы о его проповеди в Эфиопии и далее за её пределами – среди людоедских племён чёрной Африки.
После Африки апостол Матфей отправился с проповедью Благой вести в земли парфян, то есть в нынешний Афганистан, где его очень недружелюбно встретили язычники.
В горах апостолу явился Господь в образе ребёнка и вручил палку, повелев посадить её возле церкви города Мирмены.
По пути к храму евангелист Матфей встретил жену правителя этой страны Фулвиана, её сын был одержим беснованием. Апостол исцелил ребёнка, за что неблагодарный правитель обвинил его в колдовстве, хотя многие местные жители, напротив, обратились в христианство. Ещё больше укрепилась их вера, когда апостол посадил палку в землю: она тут же пустила ростки, а затем появились плоды, из которых сочился восхитительный мёд – как прообраз райских благ.
В итоге проповедь Матфея привела к основанию местной церковной общины, возглавлять которую апостол поручил рукоположенному им епископу по имени Платон.
Но царь Фульвиан приказал схватить апостола и в гневе приказал распять апостола на земле и сжечь затем на медленном огне, обложив хворостом, но в результате огонь перекинулся на статуи идолов. «Внезапно пламень огненный с ужасным громом устремился на золотых идолов, и они растаяли от огня, как воск, и, кроме того, были опалены и многие из стоявших вокруг неверных, – говорится в Житие апостола. – Из расплавившихся идолов вышло пламя, в образе змея и устремилось на Фульвиана, угрожая ему, так что он не мог убежать и избавиться от опасности, пока не воззвал с смиренной мольбою к Апостолу об избавлении от погибели. Апостол запретил огню, и тотчас пламень угас и подобие огненного змея исчезло. Фульвиан хотел с честью извести святого из огня, но он, сотворив молитву, предал святую свою душу в руки Божии».
Тогда правитель Флувиан уверовал и был крещён с именем Матфей, а позже и сам стал епископом этой местности.
* * *
Интересно, что именно апостол Матфей записал и пророчество Христа о Его городе: «И ты, Капернаум, до неба вознёсшийся, до ада низвергнешься» (Мф 11:23).
Действительно, в первые века нашей эры Капернаум становится процветающим торговым городом. Всем хотелось посмотреть на город, где подолгу жил Иисус, и дом апостола Петра вскоре был перестроен в церковь.
Но в 746 году здесь случилось сильное землетрясение, которое произвело в городе значительные разрушения. Капернаум постепенно пришёл в упадок и был окончательно оставлен жителями несколько веков спустя.
Остатки Капернаума удалось обнаружить археологам только в XIX веке.