Храм был открыт. Сначала вошли люди через ворота, какое-то время побыли в храме. Потом омоновцы закрыли ворота. А когда правоохранительные органы уже спускались по нашему переулку, а Росгвардия, наоборот, поднималась, митингующие оказались между ними и стали искать убежища в разных дворах. Довольно большое количество молодых людей просто очутились во дворике, который граничит с храмовым. В какой-то момент они стали прыгать через забор на территорию храма. То есть мы никого не укрывали специально: ворота и так были открыты, пока их не закрыли правоохранительные органы. Слава Богу, люди смогли войти, перепрыгивая через забор.
Когда я увидел, что около двухсот молодых людей, многие из них подростки, оказались на территории храма, я им сказал, что мы рады всем и что они могут чувствовать себя как дома, но также помнить, что это храм, в котором мы обычно молимся. И я предложил помолиться: те из вас, кто хочет принять участие, давайте молиться о мире. Мы отслужили молебен о мире. Я читал Евангелие – то место, где Христос говорит Свою заповедь: «Да любите друг друга». Затем проповедовал и сказал, что очень хорошо, когда у молодого человека есть какая-то позиция и он её отстаивает, но не надо забывать о том, что для христианина важнее всего не иметь ненависти в своём сердце. И потому предложил этим ребятам и девушкам: давайте будем молиться обо всех – и о вас, и о людях из правоохранительных органов, чтобы мир был в сердцах людей. Большая часть присутствующей молодёжи были абсолютно нецерковные, но я видел, как они по-своему молились.
Это была суббота, и вечером после всенощной вошли омоновцы, тоже молодые ребята. Они весь день стояли под солнцем, устали и попросили воспользоваться туалетом и попить воды. Разумеется, я им не отказал. Вот, собственно, и всё, что произошло.
А через неделю, когда снова был митинг, так получилось, что мы опять совершали молебен о мире, а также о прекращении пожаров в Сибири. В какой-то момент вошли омоновцы, три человека. И я спросил: «Позвольте, я к вам обращусь: не православные ли вы?» Они оказались православными. Я им сказал, что человек подчинённый, конечно, должен исполнять приказы, но это можно делать по-разному. Применять насилие против безоружного – это очень тяжкий грех, я их попросил этого не делать.
Христианин ведь призван нести мир, особенно туда, где его нет. Господь хочет, чтобы мы себя проявили. Да, безусловно, есть время мира – такое, как, допустим, время молитвы, время Божественной литургии, когда христианин не просто переживает прошлое, настоящее и будущее – он переживает вечность. Мы всё-таки живём в этом мире и призваны нести слово Христово нашему обществу: молиться, участвовать в таинствах, но также и действовать.
Все вы видели эти сцены насилия в связи с последними митингами в центре Москвы, где камеры видеонаблюдения почти на каждом доме. Безусловно, христианин обязан соблюдать закон, как и каждый гражданин. Но ведь так же безусловно, что закон должно соблюдать само государство, в том числе и правоохранительные силы. Некоторые сцены я видел своими глазами через окно, а некоторые – в интернете. Если правоохранительные органы останавливают молодого человека, который нарушает закон, участвуя в несанкционированном митинге, – это один разговор. Но если его при этом жестоко избивают, ломают ногу, то государство должно выяснить, кто отвечает за эти поступки. Потому что человек, который склонен к насилию и жестокости, не может служить в правоохранительных органах, не может носить оружие, потому что он представляет опасность для людей.
Наша задача как христиан – молиться о мире. Но как граждане мы должны требовать, чтобы власти в стране соблюдали закон. Христианин призван жить в молитве, жить с миром в сердце, общаться с Богом. Но в то же время он призван жить в гуще событий. Христос сказал о своих учениках, что хотя они «не от мира», но они в мире. И христианин должен начинать день с того, чтобы читать Евангелие. Но после этого неплохо читать газеты, слушать радио, быть в курсе того, что происходит на улице.