Не было в истории Древнего мира государства более агрессивного, чем Ассирийская империя. Даже спартанцы слыли более миролюбивыми, чем цари из древнего города Ашшур, которые, казалось, жили войной и для войны.
Всё началось с того, что свободному торговому городу Ашшур было непросто выживать между молотом и наковальней: в междуречье Тигра и Евфрата господствовал Вавилон, в Малой Азии силу взяло Хеттское царство. Но купцы превзошли своих учителей – начиная с XIV века до Рождества Христова Ассирия на протяжении 700 лет вела беспрерывные войны, словно силясь подчинить себе весь мир.
Огромная держава, раскинувшаяся от Египта и Средиземного моря до Закавказья, иранских нагорий и на юг – до Персидского залива и Аравийских пустынь, пульсировала как амёба, пылая мятежами и одновременно трепеща от страха.
Ассирийцы ввели в военное дело ряд новаций, неведомых Древнему миру. Ударной силой в бою они сделали подвижную конницу, создав кавалерию как род войск. Они учредили военную разведку и позаботились о создании вспомогательных частей, необходимых в любом походе: армейские оружейники чинили и заново делали оружие, инженерные части помогали армии наводить мосты, вести осаду крепостей. Ассирийская осадная технология достигла такого совершенства, что города-крепости, которые в прежние века выдерживали длительные осады, ассирийцы брали за 20 дней: насыпали осадные стены, по высоте равные стенам осаждаемых крепостей, оставляли город без воды, отводя в сторону реки или, наоборот, затапливали его, строя или разрушая плотины.
Для усмирения покорённых народов они придумали стратегию переселения: собирали всю знать, всю религиозную и научную элиту общества, которую они переселяли к себе, в самый центр Ассирии, где возникла Ниневия, новая столица империи. Простой же народ, оставшись без духовных учителей, быстро терял способность к сопротивлению и становился рабом ассирийцев.
Не избежало подобной участи и древнее Иудейское царство: в 701 году до Р. Х. ассирийцы под командованием царя Синаххериба захватили все укреплённые города Иудеи и осадили Иерусалим, заставив царя Езекию признать ассирийское владычество. «И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота. И отдал Езекия всё серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому» (4 Цар. 18: 14–16).
В ассирийском тексте «Призмы Синаххериба» указывается, что Иудея заплатила дань в 30 талантов (более 900 килограмм) золота и 800 талантов (более 24 тонн) серебра вместе с «сурьмой, большими украшениями из камня, ложами из слоновой кости, высокими тронами из слоновой кости, кожами слонов, слоновой костью, эбеновым деревом, самшитом». Синаххериб забрал у Езекии заложников – «дочерей его, наложниц его дворца, певцов и певиц», а также всех священников Иерусалимского храма. Общее число пленных заложников превысило 200 тысяч человек! Разумеется, большая часть из них были обычными рабами, но несколько тысяч знатных иудеев царь Синаххериб приказал поселить в своей столице Ниневии, которая превратилась в исполинский мегаполис Древнего мира.
В городе были проложены новые прямые улицы, а самая главная улица – Царская – имела ширину более 50 метров. Были устроены водопровод и канализация – характерный комплекс признаков цивилизации, которым даже во времена расцвета Римской империи не мог похвастать и сам Рим. В центре Ниневии строились исполинские зиккураты, где возжигали жертвенный огонь грозной богине Иштар, а вход в храмы охраняли грозные львы (символы богини) и крылатые быки (керубы), которые по странной иронии истории после долгих превращений стали херувимами Ветхого завета.
Также именно в Ниневии была собрана знаменитая библиотека клинописных табличек – бесценное собрание древних текстов, благодаря которому, собственно, мы и знаем так много о древней истории нашего мира.
И вот в этом огромном мегаполисе – вероятно, в еврейском квартале – появляется некий пророк. Возможно, он был из первосвященников Храма, чьего имени мы никогда не узнаем. Сам себя он называет «Наум», что в переводе означает «утешение» (или «утешитель»).
Почему он, возможно, был первосвященником? Об этом говорит сам язык трёх песней Наума – богатый, яркий, образный. Понятно, что пророк – блестяще для своего времени образованный человек, умеющий писать стихи.
И своим отточенным языком пророк говорит, что Господь открыл ему будущее, в котором от могущества ассирийцев не останется и следа: «А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканов и кумиров; приготовлю тебе в нём могилу, потому что ты будешь в презрении. Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен».
Отдельного пророчества были удостоены и поклонники богини Иштар: видимо, ассирийцы склоняли иудеев к смене веры. Многие, кстати, соглашались, ведь жрицы Иштар практиковали ритуальную проституцию.
Но, как говорил пророк Наум, именно за языческий разврат и постигнет кара Господа:
«Это – за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продаёт народы и чарованиями своими – племена.
Вот, Я – на тебя! говорит Господь Саваоф. И подниму на лице твое края одежды твоей и покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою».
Сохранившим же веру пророк обещал скорое восстановление Иудейского царства:
«Восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля…»
Замечательно, что слова утешения у пророка-утешителя нашлись и для ассирийцев, потому что как бы ни была велика ярость Господа, сила Его милосердия всегда выше.
«Князья твои – как саранча, и военачальники твои – как рои мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдёт солнце, то разлетаются, и не узнаешь места, где они были. Спят пастыри твои, царь Ассирийский, покоятся вельможи твои; народ твой рассеялся по горам, и некому собрать его…»
Пророчество Наума исполнилось в самые короткие сроки.
Уже в конце VII века до н. э. в Малой Азии появились скифы, и громадная ассирийская армия, вовлечённая в интриги и борьбу за власть, не смогла противостоять кочевникам. Скифы десятки лет спокойно гуляли по коренной Ассирии, в то время как жители Вавилона подняли восстание. Все крупные ассирийские города – Ашшур, Ниневия, Харрасан и Каркемиш – были безжалостно стёрты с лица земли, ассирийская знать истреблена. История Ассирии завершилась.
Но сами ассирийцы уцелели, хотя даже потомки победивших их народов бесследно исчезли с исторической сцены. Потомки ассирийцев действительно спаслись в неприступных горах Курдистана, приняв христианство и стойко отстаивая свою национальную самобытность в рамках своей Ассирийской церкви.
И даже сегодня, встречая Новый год, ассирийцы поют древний плач по погибшей Ниневии.