Вот такое пророчество, сродни ветхозаветному, было обращено официальным представителем РПЦ к политизированной, светской, в том числе атеистической аудитории «Эха Москвы». Которая в основах православной веры разбирается плохо, а на «знаковые» высказывания реагирует живо. Для этих людей, судя по дискуссии в социальных сетях, слова православного иерарха стали очередным аргументом в пользу того, что «в этой церкви» им делать нечего.
Светским критикам «этой церкви» сложно что-то возразить, до тех пор, пока официальные представители РПЦ говорят такие вещи, а несколько неофициальных представителей бьют перед камерами геев и «кощунников». Что касается всех остальных представителей, то их голоса в масс-медиа не слышны.
Вопрос о том, что есть голос церкви, – это вопрос ее существования в принципе. В нормальном случае правом голоса в церкви обладает каждый верный ее член. И возразить иерарху, если он не прав, тоже может каждый.
Спорные мнения в церкви были всегда. Для них даже было придумано специальное название – теологумен, или «частное богословское мнение». Мол, принято к сведению, но вся церковь под этим не подпишется. Такая политкорректность была необходима в эпоху, когда в церкви шли догматические споры. Чтобы не навешивать на каждого несогласного ярлык еретика.
Сегодня дискуссии идут на совершенно другом уровне. Вопрос, затронутый о. Всеволодом, не находится в догматической плоскости. Отцы церкви никогда и не спорили о том, «посылает» нам Бог войну или нет. Однозначно нет, понимали все. Бог страданий не посылает, они сами настигают человека, когда он от Него отступает. Это основа основ христианского вероучения. Бог зла не творит, даже в воспитательных целях (если необходимо такое уточнение).
Теологумен о «страданиях от Бога» имеет право на существование – но не в христианстве.
Один из сторонников жестких мер воздействия на «еретиков и кощунников» Дмитрий Энтео (Цорионов) однажды мне говорил, что до Нового Завета всем нам, православным, еще нужно дорасти. А пока наш духовный возраст не дотягивает до биологического, считает активист, вполне оправдано и рассуждать, и действовать по-ветхозаветному. Что он сам с успехом и делает.
Эта новая норма сегодня усвоена многими верующими. И не только потому, что «можно бить морду». Ведь и в войну от Бога верить удобно: не приходится думать о том, какой вклад в эти и другие страдания внес лично ты.