Кто такой Иоанн Предтеча?
По свидетельству евангелистов, 300 лет в Иудее не рождалось пророков. И не было никого, кто бы посмел говорить от имени Бога. И вот за полгода до рождества Христова одному из старших священников Иерусалимского храма прямо во время богослужения был дан знак. Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись священнику Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына, сказав: «Многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей». Захария выразил недоверие ангелу, и за это тот покарал его немотой. Интересно, что Иоанн и Иисус были родственниками. Евангелисты пишут, что после того как Дева Мария узнала, что её родственница Елисавета беременна, она пришла навестить её. И «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк 1:41). (Таким образом, своей матери Иоанн предсказал Мессию, ещё будучи в утробе.)
О детстве и юности Предтечи ничего не известно. Своё служение он начал с 30-летнего возраста: по древним израильским законам, только на тридцатом году жизни человек мог стать учителем, только с этого периода его голос, его мнение могли быть услышаны и приняты народом. Иоанн вёл жизнь пустынника – он носил простую недорогую грубо пошитую одежду из верблюжьего волоса и питался только тем, что давала ему окружающая скудная природа: сушёными кузнечиками, так называемыми акридами, и мёдом диких пчёл. Но самое главное – Иоанн призывал людей к покаянию, то есть переосмыслению своей жизни. Как знак свершившегося духовного очищения Предтеча крестил людей, то есть окунал их в воды реки Иордан, за что и получил прозвище Креститель.
За что его убили?
После смерти Ирода Великого, того правителя, что пытался убить младенца Христа, римские власти разделили территорию Палестины на четыре части, в каждой из которых назначили правителем своего ставленника. Ирод Антипа, о котором и пойдёт речь, получил от императора Августа в управление Галилею. Он оставил свою законную жену и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Великий пророк обличал грехи и злодеяния Ирода Антипы, и тогда по приказу царя Ирода святого Иоанна Крестителя заключили в темницу. Но казнить пророка он опасался: Иоанна любил народ, а Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое её желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.
Мнение эксперта
Митрополит Сурожский Антоний:
– Среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделённым, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди рождённых на земле. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы, более величественной и более трагичной. Вся судьба его была в том как бы, чтобы не быть, для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть Господь. Вспомните первое, что говорится о нём в Евангелии от Марка: Он глас, вопиющий в пустыне... Он только голос, он настолько уже неотличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его, как человека плоти и крови, человека, который может тосковать, и страдать, и молиться, и искать, и стоять в конечном итоге перед грядущей смертью, – словно этого человека нет. Он и его призвание – одно и то же; он голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты – потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого оставалась неизменной.
И дальше. Сам Господь говорит о нём в Евангелии, что он – Друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он – друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было.