По преданию, Даниил и трое его друзей были иудейскими юношами из царского и княжеского родов. Вместе с другими своими соотечественниками они были уведены в вавилонский плен и служили при дворце Навуходоносора. Чудом избежав несколько раз смерти, они сохранили веру в Единого Бога. Трое отроков, выживших в раскалённой печи, куда попали за верность вере отцов, – это друзья Даниила Седрах, Мисах и Авденаго. Сам Даниил возвысился при дворе Навуходоносора после истолкования причудливого сна царя, который оказался вещим. Приснился ему «колосс на глиняных ногах» – образ, вошедший в мировую культуру.
Даниил провёл в плену всю жизнь и, согласно тому же преданию, видел конец Вавилонской империи, её завоевание персидским царём Дарием. При нём Даниил тоже успел послужить и тоже пострадал за веру. Самый известный эпизод его биографии – пребывание во рву со львами, которые его не тронули, – относится как раз к персидскому периоду жизни героя. В самой книге об этом ничего не сказано, но к этому времени Даниил уже должен был быть глубоким старцем – под 90 лет.
Сын Человеческий на облаках небесных
Книга Даниила сыграла роковую роль в земной жизни Иисуса.
… и вы у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
Именно после этих слов Спасителя на суде Ему был вынесен смертный приговор. Очевидно, что эта фраза отсылает к пророчеству из 7 главы Книги Даниила:
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему.
Интерпретация Сына Человеческого как индивидуальной фигуры (а не человека вообще) и тем более как Мессии в Ветхом завете больше нигде не встречается. Даже про книгу Даниила спорят, можно ли понимать эти слова подобным образом. Но сам Иисус трактует их именно так и применяет к Себе, вызывая ярость у первосвященника.
Сама трактовка не уникальна: Иисус явно опирается не только на Даниила, но и на более позднюю апокрифическую Книгу Еноха:
И там я видел Единого, имевшего главу дней (престарелую главу), и Его глава была бела как руно; и при Нём был другой, лицо которого было подобно виду человека… И в тот час назван был тот Сын Человеческий в присутствии Господа духов, и его имя пред Главою дней. И прежде чем солнце и знамения были сотворены, прежде чем звёзды небесные были созданы, его имя было названо пред Господом Духов… и он будет светом народов и чаянием тех, которые опечалены в своём сердце. Пред ним упадут и поклонятся все, живущие на земле… И он воссел на престол славы, и весь суд был предан Ему.
Обратите внимание: у Даниила ничего нет про восседание Сына Человеческого на престоле славы и про Его предсуществование, но в традиции толкования Даниила, как мы видим из Книги Еноха, это было.
Даниил и воскресение мёртвых
Это может показаться необычным, но пророчество о воскресении мёртвых и последнем Суде в Ветхом завете мы тоже встречаем только в Книге Даниила. Потом оно будет развито в Откровении Иоанна. Вот что услышал Даниил в данном ему откровении:
И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звёзды, вовеки, навсегда. А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени.
До Даниила только в одном месте Писания встречается пророчество о телесном воскресении – у пророка Исайи:
Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов.
Однако Исайя ничего не говорит о Суде и воскресении для неправедных. У Даниила же мы видим версию, близкую к христианской апокалиптике.