Более того, в Священном Писании нет не только ни слова о рождении Девы Марии из колена Левиина, рода Аарона, но и каких-либо иных фактов о земной жизни Богородицы. Поэтому праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на церковном Предании – в частности, на тексте так называемого Протоевангелия Иакова, написанного во II веке. Сам греческий термин «протоевангелие» обозначает книгу событий жизни Иисуса Христа, произошедших до основных событий четырёх канонических евангелий Нового завета. Также Евангелие Иакова повествует о детстве и юности Девы Марии, которая впервые предстает как «новая Ева».
Когда родилась Богородица?
Итак, согласно Евангелию Иакова, Мария родилась не без помощи Небес от престарелых благочестивых родителей, Иоакима и Анны.
Интересный момент: простой скотовод Иоаким из города Назарет вёл своё происхождение от царя Давида, но не через старшего сына царя Соломона, а через младшего Нафана, который был упомянут как предок Иисуса Христа у евангелиста Луки. (Поскольку евангелист Матфей в числе предков Христа называет не Нафана, но царя Соломона, то ряд библеистов считает, что Спаситель был потомком царя Давида не только по линии Иосифа Обручника, но и по линии Матери Марии).
Мать же Пресвятой Богородицы Анна происходила из колена Левиина и была дочерью священника Матфана. Её мамой была Мария из рода Иудина. И у Матфана с Марией было три дочери: Мария, Совия и Анна.
Святитель Димитрий Ростовский писал: «Из них первою вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, как мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в город Назарет». Таким образом, Иисус Христос и Иоанн Предтеча были родственниками: троюродными братьями.
В появлении Девы Марии на свет также не обошлось без вмешательства Всевышнего. Дело в том, что Иоаким и Анна долгое время были бесплодной парой, что в глазах современников было знаком гнева Господа. Действительно, ведь каждый иудей верил, что тем людям, которым Господь благоволит, Он даёт буквально всё: и здоровье, и богатство, и власть, и крепкое потомство в виде кучи сыновей и дочерей. Кроме того, все праведные иудеи страстно ждали появления Мессии, который – как верили иудеи – станет вторым царём Давидом, то есть сбросит власть ненавистных римлян, поднимет Иудею с колен, наведёт порядок в экономике и сделает еврейское государство мировой сверхдержавой. И каждый еврей питал в душе надежду, что, возможно, от него или от его потомства произойдёт если не сам Мессия, то Его сподвижники. А раз Господь не дал какому-то еврею потомства, то, стало быть, считает его негодным для славного мессианского царства.
Так что Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упрёки от своих соотечественников. Дело дошло и до того, что во время одного из еврейских праздников, когда Иоаким специально пришёл молиться в Иерусалимский храм, первосвященник выгнал его из храма:
– Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия!
Убитый стыдом и печалью Иоаким отправился в горы, где он в одиночестве пас скот. Анна же плакала в саду и умоляла Господа послать её семье детей. И в этот момент ей явился ангел Господень: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнёшь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Неё будет славен во всём мире род твой».
Такое же видение было и Иоакиму, который тотчас же поспешил домой. И тогда праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия.
Собственно, мотив чудесного преодоления бесплодия по воле Бога является одним из ключевых в христианстве. Бездетными были и Авраам с Сарой, прародители всех евреев, и Захария и Елисавета, родители Иоанна Предтечи. Возможно, таким образом Господь давал понять людям, что избранный Им народ не просто избран из множества других семитских племён, но буквально сотворён по Божией воле и с Его непосредственным участием. Возможно, Господь даёт нам понять, что акт творения Вселенной продолжается и сегодня, но сейчас Господь создаёт уже не вещественный материальный мир, небо или землю, но Свою Церковь, то есть некий живой организм, существующий одновременно и в материальном, и в духовном измерении.
Но вернёмся в I век до нашей эры. Всё случилось так, как и сказал ангел Господень: в тот самый год, когда царь Иудеи Ирод Великий начал реконструкцию храма в Иерусалиме, Анна в Назарете родила дочь, которую она назвала Марией – в честь своей матери.
Когда же Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна выполнили свой обет. отдав ребёнка, как того и требовали иудейские законы, на воспитание в Иерусалимский храм. Этому событию как раз и посвящён христианский праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Протоевангелие Иакова сообщает: «И вот исполнилось Ребёнку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажжёнными светильниками, чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своём храм Господен».
В храме Марию встретил первосвященник. Возможно, это был её дядя Захария, будущий отец Иоанна Предтечи. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в храм. Согласно текстам апокрифов, «Мария поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении...»
Далее первосвященник, по внушению ангелов Господних, ввёл девочку в Святая Святых, куда из всех людей входил только сам первосвященник, причём только раз в году.
В Иерусалимском храме Мария и находилась до 14 лет – возраста совершеннолетия у древних иудеев. Вместе с другими благочестивыми девами она помогала храмовой обслуге по хозяйству и изучала Священное Писание.
Однако по достижении совершеннолетия Мария уже не могла остаться при храме, и для Богородицы священники храма (вероятно, Её родители к тому времени уже скончались от старости) избрали супруга, который обещал с уважением относиться к Её обету девственности. Это и был престарелый Иосиф из колена Давида (апокрифы сообщают, что Иосиф к тому времени был вдовцом, а от первого брака у него осталось шесть детей: четыре сына и две дочери).
Почему Рождество Богородицы празднуется в сентябре?
Богослов Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, живший в первой половине XIV века, в своем трактате «Слово на Рождество Богородицы» на этот вопрос ответил так: «Если же долженствует выделить время более благоприятное из прочих, как, например, и бывает время сеяния и время жатвы, время насаждения и время собирания плодов и время всякой другой вещи, так и в отношении доброделания найдёшь, что и относительно сего различно устраивается час. Сейчас – время осени, и в ней предпочтительное место занимает этот месяц сентябрь, который служит для нас первым месяцем и началом года (в Византии, как и в средневековой Руси, Новый год отмечали 1 сентября. – авт.), когда и дело нашего спасения возымело своё начало, что мы и празднуем сегодня. Потому что сегодня нашего по благодати воззвания и воссоздания мы и совершаем это первое священное празднество и торжество, с которым начало сбываться всё новое и неизменное сменять временное подзаконное, и дух – букву, и истина – тени. (...) Сегодня приготовлена на земле поразительная Книга, не начертания слов, но могущая носить Самоё Живущее Слово; и слово – не в воздухе носящееся, но – Небесное; не – обречённое на исчезновение, но – внемлющих Ему похищающее от гибели; не – от движения человеческого языка, но – от Бога Отца превечно рождающееся...»
Итак, все логично: 1 сентября – это начало индикта, то есть церковное новолетие. И Рождество Богородицы – это первый праздник нового церковного года, который отмечается через неделю после новолетия, то есть 8 сентября по старому стилю (и 21 сентября по новому стилю). Примечательно, что ровно за две недели до конца церковного года (15 августа по старому стилю) церковь вспоминает Успение Пресвятой Богородицы, и попразднество длится ровно неделю. По сути, церковный год в Византии начинался с Рождества Богородицы и заканчивался Её смертью – вернее, её окончанием земного пути.
О главенствующем месте праздника Рождества Богородицы среди всех прочих праздников в церковном календаре говорит и Константинопольский патриарх Прокл, который в середине V века написал «Похвальное слово Пресвятой Богородице» (кстати, это первый в истории документ, свидетельствующий о праздновании Рождества Богородицы). «Все памяти святых достославны, – пишет Прокл. – Но ничто не равняется славою с настоящим торжеством... Моисей знаменит как законодатель; Иисус Навин памятен как военачальник; Илия достохвален как ревнитель; Исаия достославен как богослов; Даниил достоублажаем как прозорливец; Иезекииль досточуден как созерцатель неизреченного; Давид именуется отцом таинства по плоти; Соломон превозносится как мудрый; но всё это – ничто в сравнении с Богородицею Мариею...»
Об этом пишет и святой Андрей Критский, составивший в начале VIII века два слова и канон Рождества Богородицы: «Нынешний праздник есть для нас начало праздников».
Также о главенствующем месте Рождества Богородицы в календаре праздников писали святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин.
Ныне же Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в Православной церкви является одним из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (то есть посвящённые Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвящённые Божией Матери).
Слово экспертов
Богослов Григорий Палама: «Какая причина была тому, что Она произошла от неплодных ложесн? – Чтобы разрешить печаль и поношения родителей, а также чтобы предъизобразить имеющее благодаря Ней произойти разрешение печали и проклятия, постигших Праотцев человеческого рода. Как же и естество осмелилось бы сделать общим (и для иных детей) то чрево, в котором пробыла и из которого произошла Единая имевшая Святая Святых Своим домом и Единая ставшая Обителью Создавшего естество? Потому что почему бы (в таком случае) не явилась бы до Неё или после Неё Дева Матерь и Божия Матерь? – Но как прежде Неё и после Неё никто не обитал во Святая Святых, так подобно сему и в оных материнских ложеснах ни прежде, ни позднее не был чревоносим иной плод...»
Священномученик Сергей Мечёв: «Обычно смысл празднования того или иного события из жизни Иисуса Христа или Божией Матери мы видим в том, чтобы пойти в храм, прослушать там Евангелие и песнопения, рассказывающие о событиях, совершившихся когда-то очень давно. Так можем мы отнестись и к сегодняшнему празднику...
Но если мы обратимся к тексту самих песнопений и постараемся вникнуть в смысл того, что говорят их творцы, то убедимся, что такое отношение к празднику свойственно только людям внешним, не понимающим тайн церковной жизни. В действительности песнопения праздника говорят совсем иное: „Днесь неплодная врата отверзаются и дверь девическая Божественная предгрядет“… „Днесь всемирных радости провозвещение“... Что же означает это „днесь“? Есть ли это только приёмы образной, поэтической речи или в этих словах заключается какой-то иной смысл?
Если рассуждать с точки зрения мудрости века сего, то утверждение реального смысла этих слов является безумием. Но для живущих по духу всё, что совершилось нас ради человек и нашего ради спасения, не только произошло во времени, но и в вечности пребывает... Богослужение открывает нам, что Рождество Богородицы имело значение не только для живших в те дни в Назарете, но с рождением Её жизни рождается днесь мост, вводящий нас в вечность...
В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам Святая Церковь.
А для этого пока ещё вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте всё то, что вы видите и слышите в храме, – всё, что совершается, поётся, читается за богослужением.
И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ.
И по мере вхождения в него нам будет всё больше открываться великая тайна вечности.
Из этого нам должно быть ясно, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть не что иное, как последовательное раскрытие во времени тайн вечности. А для каждого из нас, верующих, оно есть путь, ведущий нас к вечной жизни.
Поэтому и праздники церковные представляют собою не случайное собрание памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг друга в определённой последовательности, они связаны друг с другом, как ступени единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой ступени».
Митрополит Антоний Сурожский: «Когда мы от Бога получаем милость – ликует наше сердце; но иногда делается тоскливо: чем, чем мне воздать любовью за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех нас ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо, и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это – ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню (...) И стоит этот Ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперёк пути спасения, всем прощая – а Она имеет что простить: ведь люди Сына Её убили – и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит».