«И выйдя, Иисус шёл от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф 24, 1–2).
Так и случилось.
* * *
Предыстория
В 5574 году от сотворения мира – то есть в 66 году от Рождества Христова – вспыхнуло новое восстание евреев против римского владычества, которое было названо Первой иудейской войной.
Война тогда охватила не только Израиль, но и Египет с Сирией и даже грозила распространиться дальше. Поэтому император Веспассиан решил демонстративно покарать бунтовщиков. Он прислал в Иудею внушительную армию, отдав приказ не щадить никого – ни женщин, ни детей. В итоге римляне один за другим захватывали города Галилеи, методично стирая их с лица земли. Наконец уцелевшие отряды восставших евреев укрылись в Иерусалиме. Осада горда продолжалась пять месяцев, а затем римские солдаты подожгли Храм и соседние постройки.
В итоге иудеи были перебиты, а на месте разрушенного Храма римляне в знак победы над иудейской верой водрузили свои знамёна и принесли языческие жертвы Юпитеру и гению императора.
Вскоре римляне взяли и Верхний город. Иерусалим горел два дня. После пожара сын императора Тит приказал уцелевших после резни горожан продать в рабство, а сам город сровнять с поверхностью земли и посыпать пепелище солью, как при взятии Карфагена.
Уже при императоре Адриане – то есть спустя 60 лет после войны – римляне решили построить на месте руин Иерусалима свой город, в котором бы размещался Х легион – отборные римские солдаты, которых прокуратор Иудеи держал для подавления возможных восстаний. Чуть позже в городе был размещён и ещё один – VI «Железный» легион.
Адриан, побывавший на месте иудейской столицы во время путешествия по Малой Азии, сам начертил план города Colonia Aelia Capitolina – «Колония Элия Капитолина». Это название происходит от родового имени Адриана – Элий, в то время как слово «Капитолина» указывает, что новый город был посвящён Юпитеру Капитолину. Поэтому по указанию императора на Храмовой горе был поставлен храм Юпитера.
Также был построен античный город с прямыми улицами, идущими строго с севера на юг и с запада на восток, а в самом центре – казармы легионеров и площадь Форума с красивыми колоннадами и портиками, защищающими от палящего зноя. Словом, обычный римский город. Кстати, когда экскурсоводы показывают туристам «древний Иерусалим», они на самом деле показывают стены колонии Элия Капитолина.
* * *
Размеренная жизнь Элии изменилась в самом начале IV века, когда римский императорский престол занял равноапостольный император Константин Великий, не только прекративший гонения на христиан, но и сделавший христианство новой государственной религией. По преданию, поворот в сознании Константина произошёл после победы в 312 году над Максентием, когда император впервые увидел на небе Божие знамение – крест с надписью «Сим победиши».
И вот, желая отыскать сам Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, император и направил в Элию свою мать, благочестивую царицу Елену, с просьбой отыскать все свидетельства земной жизни Иисуса. И хотя Елена к тому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.
Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время её поиски оставались безуспешными. Наконец ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который и показал: Крест зарыт под языческим храмом Венеры, что был поставлен Адрианом прямо на горе Голгофе.
По приказу Елены капище Венеры было разрушено, а под фундаментом храма действительно была найдена пещера, в которой хранились три старых креста, а также табличка и гвозди, которыми Спаситель был пригвождён к орудию казни.
И здесь мы, конечно, можем высказать предположение, что храм, построенный на Голгофе, был посвящён Венере только для отвода глаз. Из «Деяний Апостолов» нам известно, что апостолов Павла и Варнаву жители античных городов принимали за сошедших с Олимпа греческих богов: величественного представительного Варнаву приняли за Зевса, а Павла, который говорил от лица обоих, за его посланца – Гермеса.
Вполне возможно, что и под вывеской «богини Венеры» скрывался тайный храм христиан, ведь только такой тайный храм и мог пронести через полвека запустения и два чисто римских столетия (десяток поколений сменился!), через тотальное разрушение и тотальную перестройку, через войны, резню и запреты зримое указание на место Распятия.
И какова символика! Венера – богиня любви; и сын человеческий пришёл с искупительной любовью; храм нарочито интернационален – и Христос пришёл ко всему человечеству.
Так или иначе, но для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Креста Господня.
* * *
После обретения святого Креста Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День её освящения и стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью – как воспоминание обретения Честного Креста Господня. Причём, как писали греческие авторы, обретение Креста праздновалось в течение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху.
Но вот почему освящение храмов было решено провести 14 сентября, то есть 27 сентября по новому стилю?
Возможно, всё дело в том, что именно 15 числа месяца тишрей (это в сентябре) и отмечается Суккот – «Праздник кущей», один из важнейших праздников в жизни каждого иудея.
Кстати, также во время празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста отмечается и другое событие – возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В царствование Византийского императора Фоки персидский царь Хозрой II разбил византийское войско и разграбил Иерусалим. Крест вернулся только при императоре Ираклии в 628 году. Данное событие послужило временной точкой, от которой можно отсчитывать празднование Воздвижения на латинском Западе.
* * *
Слово священника
Митрополит Антоний Сурожский:
«Распятие Христово – это действие свободной Божественной любви, это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить – жить вечной жизнью, жить с Богом. Иуда Его предал; Пётр от Него отрекся, трое из учеников спали в Гефсиманском саду: все бежали. Ирод цинично над Ним насмехался; Пилат от страха перед людьми предал Его на смерть; первосвященники, по слепой вере и зависти, требовали Его распятия – но в конечном итоге Христос стал человеком, жил, страдал и умер, потому что каждый из нас в отдельности и все вместе мы потеряли Бога грехом, забывчивостью, себялюбием – каждый из нас. Потому что для каждого из нас, как Спаситель сказал в одном видении, Он претерпел бы весь ужас Гефсиманской ночи и весь ужас крестного умирания и смерти... Он свободно отдал Свою жизнь для тебя и для меня – не коллективно для нас, а ради каждого из нас, потому что каждый из нас Ему так дорог, так Им возлюблен, что цена ему – вся жизнь, и весь ужас, и все страдание, и вся смерть Христова.
И этому всему знаком является крест, потому что в конечном итоге любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остаётся только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание и смерть самому себе для того, чтобы жил другой.
И вот мы поклоняемся Кресту, который для нас означает всё это, и победу Божию; и как благоговейно должны мы совершать крестное знамение, относиться к тому, что оно значит для нас. Когда мы кладём на себя крест, мы кладём на себя знак, перед которым дрожат все тёмные силы, раз сразившиеся с Богом – крестом – и побеждённые этим крестом. Мы этого не умеем ощутить, но тёмные силы трепещут и отходят от креста Господня».
* * *
Священник Георгий Кочетков:
«...Почитая Крест Христов, мы почитаем Голгофскую жертву Христа. Как ни важны для нас все святыни, которые хранит Святая Христова Церковь, самой высшей, величайшей святыней, источником всякой святости является Сам Христос, Его Крест, Его Распятие, Его Голгофа, эта жертва, принесённая однажды за всех и неповторимая никогда никем.
Братья и сестры, мы прославляем Христа распятого. Воистину драгоценны капли Его крови, Его безгрешного, пришедшего в мир спасти мир. Будем же ходить во Свете, пребывать в силе Жизни, в силе Духа так, чтобы Крест Христов не был тщетен для нас, так, чтобы грехи более не распинали через нас Христа...»