Предыстория конфликта такова: в 2012 году в Москве была принята программа строительства 200 новых православных храмов «шаговой доступности». Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Осташковском проезде – из их числа. Постановление о начале строительства в парке было подписано на основании публичных слушаний, но, как уверяют противники возведения храма, публичные слушания были проведены с нарушениями.
И вот теперь часть местных жителей считает, что построенный храм отнимет у них часть парковой зоны – в том густонаселенном районе, зажатом с двух сторон железной дорогой и крупными транспортными магистралями, мест живой природы действительно маловато, и парк Торфянка действительно считается сосредоточием районной жизни. Защитники же храма говорят, что участок под стройку займёт только 3,2% от общей территории парка, что строительство абсолютно законно, а территорию вообще предоставила префектура, и не они её выбирали. Впрочем, стороны конфликта меньше всего интересуются аргументами противоположной стороны, навешивая на своих оппонентов популярные нынче ярлыки «фашистов» и «провокаторов».
Ситуация обострилась, когда местные жители увидели, как на месте планируемого храма в парке, официальное название которого звучит как «Парк на Изумрудной улице», начали ставить забор. В ответ они заблокировали дорогу и разбили палаточный лагерь, на котором они вывесили лозунги: «Мы не против храмов, мы против храмов в парках». – Неважно, храм здесь строят или бассейн, – говорят активисты, – просто в парке строить нельзя, вот мы и протестуем. Блокада сильно осложнила строительство, но активисты не отчаялись и начали работать вручную. Но что делать дальше – непонятно, ведь строительные материалы доставить не получается. Дело едва не дошло до массовой драки.
В итоге в ситуацию был вынужден вмешаться сам патриарх Кирилл, который попросил всех разойтись: «Узнав о нарастающей напряженности вокруг проекта строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Осташковском проезде, прошу всех – и сторонников, и противников постройки храма в этом месте – к отказу от конфронтации и к мирному, цивилизованному урегулированию всех противоречий. Знаю, что храм в Лосиноостровском районе Москвы очень нужен многим местным жителям, которых поддерживает православная общественность. Благодарен за эту поддержку – в случаях, когда она оказывается мирным и законным образом. Знаю и то, что некоторые живущие в районе люди, также при поддержке общественных организаций, высказывают возражения против проекта, в том числе оспаривая результаты общественных слушаний по проекту строительства храма в данном месте. В настоящее время, после отказа в соответствующем иске на уровне Бабушкинского районного суда, вопрос рассматривался Московским городским судом, ожидаются новые судебные решения. В этих условиях полагал бы правильным дождаться судебного решения. Призываю православных верующих в эти дни не приходить на предполагаемое место строительства храма, чтобы избежать провокаций, а тем более столкновений с противниками строительства храма. Для мирного разрешения ситуации прошу противников возведения храма также покинуть упомянутое место».
К спокойствию призвал и иерей Олег Шалимов из соседнего храма в Медведкове, и префект СВАО Валерий Виноградов: «До решения суда прекращается вся подготовка к возведению храма. Убирается техника, уходят строители». В итоге вместо массовой драки состоялся триумфальный митинг, на котором противники храма праздновали свою победу – надо же, заставили самого патриарха отступиться! И мало кто из них, наверное, сможет задуматься, что они только что своими руками отлучили себя от церкви.
Действительно, возразит мне иной читатель, разве можно так писать?! – они ведь не против храма как такового, они только против того, чтобы храм стоял на этом самом месте, таком важном для их жизни. А если уж хотите храм построить, то постройте его уже где-нибудь в сторонке, где он никому не будет мешать. Мешать – вот ключевое для понимания этой ситуации слово. Церковь нашим православным гражданам нужна только для выполнения собственных житейских нужд: кулич и яйца на Пасху освятить, свечку какому-нибудь святому поставить на сдачу ЕГЭ, на младенчика «антивирусную программку» установить – в виде крещения. Но вот если Церковь пытается занять более важное положение в жизни человека, то люди тут же начинают протестовать, пытаясь загнать Церковь обратно, в сторонку – с глаз долой, чтоб не мешала. Чтоб покорно ждала, пока ее позовут, когда понадобится.
Причем, едва ли не каждый из таких вот гонителей церкви, выступавших против строительства храма, уверенно именует себя «православным». Конечно, православный, а кто еще? – даром, что ли, в прошлом году в церковь за святой водой ходили? Согласитесь, тут есть о чем подумать тем пастырям, которые все еще полагают, будто бы количество православных прихожан будет автоматически увеличиваться в зависимости от количества храмов «шаговой доступности».
Нет, не будет. Ведь до настоящего храма человеку нужно сделать вовсе не один шаг, но превеликое множество, да и шаги эти никак нельзя измерить ни метрами, ни кварталами. Но без этой дороги людям не нужен никакой храм. «Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!»