Теперь обратимся к главному камню преткновения – «Молитве о Святой Руси», которая и стала поводом для упомянутых запретов. Эта молитва появилась в связи с СВО и вызвала много нареканий у определённой части церковного сообщества, так скажем, настроенного более либерально, чем другая. Для начала рассмотрим отношения церкви и войны в истории.
Ранняя церковь, примерно до IV века, профессию воина считала препятствием для принятия крещения. Основанием для этого были слова Христа: «Вложи меч в ножны, ибо все, кто возьмут меч, от меча и погибнут» (Мф 26: 52).
В IV веке поддерживать такую ригористическую традицию по отношению к военному делу было сложно, так как вся империя стала, пусть и формально, большей частью христианской. Но государство остаётся государством – оно ведёт войны, и ему нужна армия. Поэтому уже в первой половине IV века свт. Афанасий Великий, являющийся большим авторитетом в Православной церкви, пишет: «Непозволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно».
Во второй половине IV века святитель Василий Великий создаёт канонические правило. Одно из них под номером 13 гласит: «Мне кажется, что наши отцы не считали убийства на войне убийствами из снисхождения к защитникам целомудрия и благочестия. Но, может быть, не худо посоветовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, в продолжение 3 лет удерживались только от приобщения».
Мы видим, что Василий Великий ссылается на более ранний опыт, возможно, и на святителя Афанасия, чьё отношение к воинскому делу и убийству во время войны гораздо более терпимое. Но, видимо, святитель Василий всё же чувствовал некоторое противоречие участия христиан в смертоносной войне и евангельского учения, поэтому как мог мягко предложил, по сути, отлучать вернувшихся с фронта от церкви. Хотя, по свидетельству византийских толкователей канонов Зонара и Вальсамона, данное правило никогда на практике не употреблялось, а все предпочитали придерживаться суждения святителя Афанасия Великого.
На Русь христианство пришло из Византии, и отношение церкви к ратному делу как-то принципиально от византийского не отличалось: церковь в лице епископов была активным политическим и государственным актором и неминуемо имела дело с воинством и войной.
В рукописных требниках (требник – сборник молитв и богослужебных последований. – «Стол») XVI века есть «Молитва на войну идущему князю» и «Молитва о князех в различных потребах, паче же внегда потребе бывшу ратному времени».
В этих молитвах, заимствованных из греческого требника, непосредственно про войну ничего нет, но есть слова о ниспослании мира князьям. В Византии эти молитвы читались после Пасхи над императором.
«Молитвы на рать идущим» уже включали в себя слова, посвящённые непосредственно военной деятельности, и упоминаются здесь дохристианские персонажи Писания: «Господи Боже наш, послушавый Моисея, простершаго к Тебе руце, и люди Израилевы укрепив на Амалика» и «Владыко Господи Боже отец наших, Тя просим… якоже изволил еси Сам изыти со угодником Твоим Моисеем».
Несколько военных чинов есть в требнике митрополита Петра Могилы. «Молебное пение за царя и за люди, во время брани против супостатов, находящих на ны». Внутри этого чина есть следующие молитвы: «О победе на враги царю и воем его на брань идущим», «О победе на враги воем христианским на брань идущим» и пр.
В «Молитве об изгнания врагов из Отечества», написанной архиепископом Августином Виноградским в 1812 году есть такие слова: «Утверди всемощною Твоею десницею Царство Его (императора. – «Стол») и подаждь Ему побѣду на враги, якоже Моѵсею на Амалика, Гедеону на Мадіама и Давиду на Голіафа». Здесь мы также видим ветхозаветные отсылки, а не христианские.
Портрет архиепископа Августина (Виноградского). Фото: общественное достояние
Конечно, всё это явный откат в Ветхий завет в лучшем случае и явное противоречие духу и смыслу Евангелия. К сожалению, этой редукции не избежала ни одна церковь в мире, до конца её преодолеть многим церквам ещё только предстоит, если вообще предстоит. Но, как правило, Русскую церковь мало кто критиковал за её милитаризм и уже тем более из-за этого называл её «нехристианской».
Теперь посмотрим на молитву РПЦ МП, которая вызывает такое неприятие из-за якобы своей агрессивности. Во-первых, её название, «Молитва о Святой Руси», не имеет никакой связи с чем-либо военным. Слово «победа» в молитве упоминается два раза, и оно совсем не обязательно имеет привязку к победе именно военной. Возьмём фрагмент молитвы, чтобы ясен был контекст слова, вызывающего такую острую реакцию у части верующих.
«Господи Боже сил, Боже спасения нашего, призри в милости на смиренныя рабы Твоя, услыши и помилуй нас: се бо брани хотящия ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея.
Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу».
Здесь напрямую не утверждается, что победа должна быть военной, при чтении молитвы более-менее беспристрастно. Конечно, если слово «победа» связать с «се бо брани хотящия ополчишася на Русь», то можно думать о военной победе. Но, очевидно, составитель молитвы хотел минимизировать милитаристские коннотации, и уж если в данном контексте нельзя вообще не сказать о победе, то хотя бы сделать это максимально спокойно, без сильного «укрепления военного духа».
«Ты бо еси заступление, и победа, и спасение уповающим на Тя и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Здесь же вообще данное слово никак не связано с военными действиями. И очевидно, что здесь говорится о победе духовной.
То есть мы видим, что данная молитва, в сравнении с теми, что употребляли до революции, имеет минимальные военные коннотации.
Давайте сравним это с молитвой, которая находится на сайте ПЦУ (Православная церковь Украины. – «Стол»). На сайте молитва на украинском, дадим русский перевод некоторых её фрагментов.
Комплекс Михайловского Золотоверхого монастыря, Киев. Фото: Роман Наумов / Wikipedia
«Молим Тебя, даруй нам с именем Твоим победу и справедливый мир приблизь. Пошли грозного руководителя небесного воинства Твоего – архистратига Михаила, в помощь мужественным защитникам нашим, чтобы дьявольские замыслы агрессора разрушили они и уберегли нашу Родину-Украину».
«Господи Боже наш, Ты выслушал Моисея, когда он к Тебе поднимал руки, и народ израильский укрепил на амаликитян, вооружил Иисуса Навина на битву и повелел солнцу остановиться. Ты и ныне, Владыка, услышь нас, молящихся Тебе. Укрепи силой Твоей наш благочестивый украинский народ, благослови его дела, умножи славу его победой над врагом…».
«Возврати им память Твоей заповеди: Блаженны миротворцы, ибо они наречены сынами Божиими. А для тех, кто противится этой заповеди Твоей, пошли гнев, скорбь и ангелов свирепых, которые внушают в них страх и память о том, что и они себя христианами называют».
Как мы видим, здесь молитвы совершенно в духе дореволюционных последований. То же упоминание ветхозаветных сюжетов, военная тема напрямую идёт через всю молитву. Прошение о славе через победу над врагом – это вообще что-то языческое. Но, видимо, милитаризм украинских христиан никаких противоречий у российских верующих, возмущающихся «Молитвой о Святой Руси», не вызывает. Хотя, может быть, о нём просто не знают.
С 1 января все протестантские церкви, по сообщению религиозно-информационной службы Украины, держат пост, молятся за победу и мир на Украине. Всеукраинский собор евангельских церквей, в частности, призывает молиться за «ослабление и поражение российской армии», «полную победу Украины и возвращение всех оккупированных земель». Как мы видим, и украинские протестанты совсем не прочь «укреплять военный дух».
Поэтому мы видим, что РПЦ МП на фоне ПЦУ и протестантских церквей Украины выглядит совершенно мирной, практически не имеющей какой-либо военной риторики.
Запрет и извержение из сана – дело, конечно, совершенно неканоничное и продиктовано, скорее всего, страхом перед государственной властью. Обоим священникам можно только выразить сочувствие и надежду на восстановление справедливости. Но также надо признать, что патриарх Кирилл пытается минимизировать вовлечённость церкви непосредственно в военную риторику и тематику, и у него это получается лучше, чем у церковного руководства на Украине.
Возможно, такая острая реакция на данную молитву связана не с милитаристской и политизированной позицией церкви и церковного начальства, а с милитаристской и политизированной позицией критиков?
В целом можем сделать следующий вывод. Современная РПЦ МП по сравнению с предыдущими эпохами сделала серьёзный шаг в сторону демилитаризации своих молебных чинов, в то время как церкви разных конфессий Украины пока в этом плане остаются на средневековом уровне.
Вообще вопрос, можно ли христианам молиться о военной победе, остаётся открытым. С одной стороны, нельзя, потому что мы должны стремиться к миру. С другой, история человеческих войн показывает, что самый близкий путь к установлению мира – это победа.