Мало того что мир – это шарик в космосе, так он ещё и задыхается в информационном пузыре. С появлением интернета и внедрением его в личную жизнь через смартфон в режиме 24/7 человек постоянно находится в поле информационного давления. К этому можно привыкнуть, можно освоиться, адаптироваться, этого практически нельзя избежать. Но худо ещё и то, что этот информационный шум подчас бывает весьма агрессивен. Речь идёт о пропаганде.
Где скапливаются массы людей (как, например, в интернет-сети), там появляются чьи-то интересы и манипуляции. А когда твоя страна находится в режиме СВО, то государство с необходимостью будет давить на педаль внушения. Причём сразу нужно отбросить иллюзии: если вы читаете источники с разных сторон конфликта, то вы не получаете объективную картину, вы получаете двойную дозу пропаганды.
Что делать? Уходить в лес и рыть землянку? Отключаться от сети и превращаться в аналоговое существо посреди фрик-технологических джунглей? Защитой от пропаганды может быть обычная вера.
Как это ни парадоксально, но сам термин «пропаганда» имеет христианские корни. Сongregātiō dе рrораgаndā fidē – это дословно Конгрегация распространения веры, учреждённая католиками в 1622 году. О чём это нам говорит? У всего на свете может быть дурное применение. Сама по себе пропаганда на сегодняшний день ассоциируется с чем-то тяжёлым, раздражающим, лишним. Но, по сути, это просто убедительное донесение до народа конкретного сообщения. Заметьте: вопрос о правде тут вообще не ставится. Есть только мессадж и методы его распространения.
Перед такой действительностью современный человек оказывается беззащитным. Или нет?
Информация, которая повсюда стучится в наши глаза, уши, сердце, очень разного качества, разного содержания. Всё это называется прекрасным «русским» словом «контент». А сейчас, когда исторические повороты происходят в нашей с вами жизни и судьбе, мы видим, как на этом изломе информация начинает насыщаться ещё определённого рода призывами, облечениями и так далее, и так далее. Кто-то считает, что надо просто выйти из информационного поля и не быть жертвой пропаганды. Кто-то – наоборот – считает, что нужно усилить пропаганду ту или иную, а кто-то считает, что он свободен от пропаганды. При этом он, когда с ним начинаешь говорить, так или иначе использует определённые клише и методы.
Есть позиция: чтобы освободиться от пропаганды, нужно исследовать разные точки зрения. То есть читать с одной стороны и как минимум что-то с другой стороны. Это иллюзия! Когда вы читаете что-то с другой стороны, вы не исцеляетесь от пропаганды, а вы пропаганду умножаете на два. Вы читаете две пропаганды.
Другая ситуация. Человек просто уходит из информационного пространства, говорит: «Я абсолютно свободен, меня это не касается, всё равно мы никогда не узнаем правды. И нам, в общем, не дано ничего понять, с нами всё равно никогда не посоветуются!». Можно ли считать этот путь верным? В нашу информационную эпоху это практически невозможно.
Далее – очень важно учесть, что нынешняя проблема связана с СВО. А войне всегда предшествует пропаганда. Когда фашистская Германия развязывала Вторую мировую войну, у неё был так называемый «особый фронт». К началу лета 1941 года у неё было 19 пропагандистских рот, 11 из которых работали на Восточном фронте. То есть они готовили ситуацию для вторжения в Советский Союз. Одиннадцать рот – это 2244 человека. Через год уже было 15 000 сотрудников. Геббельс возглавлял Министерство пропаганды. Он говорил, что можно бесконечно воевать с партизанами, а можно просто влюбить в себя этот народ. И вести войну в этом смысле другими способами. И тогда он предлагал в том числе дать свободу церкви, дать свободу крестьянам. Командиры пропагандистских рот видели, что наши крестьяне – это очень предприимчивые живые люди, которые всё оценивают по шкале полезности. В том числе информацию. И они не купятся на какую-то красивую городскую идеологию. Им нужна понятная мысль, которая будет близка их сердцу и их конкретной выгоде. Тогда это поможет. Не буду дальше рассказывать, это отдельная тема. Но важно, что военная ситуация всегда такой была: пропагандистская война начинается прежде реальных боевых действий. А когда боевые действия идут, информационный шквал только усиливается, никогда не уменьшается. И поэтому, когда мы пытаемся с шашкой информационной наголо вторгнуться в пространство и сделать какие-то скоренькие выводы, мы должны чётко понимать, в какой ситуации мы оказываемся.
Хороший совет по этому поводу дал один известный католик. Есть в Пьемонте, провинции Биелла, что в Италии, местечко в предгорье Альп, где лет 30 назад образовалась небольшая католическая община. Потом это превратилась в монастырь Бозе. Старшим в этой общине и какое-то время приором монастыря был довольно известный человек Энцо Бьянки. Многие его богословские труды переведены на русский язык. Так вот он сказал, что единственная возможность остаться свободным при информационных атаках пропаганды – это иметь круг свободного доверительного общения. Здесь – внимание! – у нас с вами в соцсетях (может показаться) тоже есть круг доверительного общения. Он говорил о другом. Он говорил о личных отношениях с людьми, которым ты доверяешь, не для того, чтобы взять их точку зрения на вооружение. А это круг, в котором можно свободно сказать, что ты думаешь, и так же свободно выслушать другого. Не потому, что вы в этот момент станете лучшими аналитиками. Нет. Но вы сможете попробовать всякую идею на прочность. На человечность её проверить. Такой круг доверия и свободного высказывания не обязан быть большим. Это может быть 2,3,10 человек. В полноте это общение достигается только среди верующих людей – когда есть некоторая общая ценность, превышающая политические взгляды и личные амбиции.
При этом важно помнить, что агрессию пропаганды ничто не отпугнёт. Самого Христа древнеиудейские пропагандисты не раз пытались как бы привлечь на свою сторону. За Его авторитет боролись партии фарисеев и саддукеев. Были пропагандисты другого толка, которые напоминали о том, что, вообще-то, наш народ и наша страна находятся под оккупацией и, пожалуйста, скажи, что ты думаешь о власти, которая оккупировала нашу страну! И как всегда Христос бесхитростно отвечает. Это важно: Он не хитрил, у Него нет дипломатической школы. Он выходит из этой ситуации, потому что у Него внутри есть та Его жизнь, которая выше. И Он пытается, как я это читаю в Евангелии, и Своих учеников этому научить. Он даёт совершенно другой образ жизни и образ действия.
Если мы хотим прорваться, вырваться за эту плоскость недоверия всему, надо сделать парадоксальный шаг. Это шаг веры. Начни доверять. Не газетному слову или тому или иному рупору, а человеку, который рядом с тобой. Начни ему доверять из этого пространства доверия – и твоё слово по отношению к нему прозвучит совсем иначе. А его слово тоже будет восприниматься совсем по-другому. И не обязательно, что вы сразу поймёте друг друга, найдёте общий язык, сбросите с себя шоры или ещё что-нибудь такое. Но в пространстве общения возникнет жизнь, возникнет воздух.
Владыка Феоктист заметил, что никто из людей, увидевших Христа после Его воскресения, пообщавшихся с Ним Воскресшим, оказались совершенно не способны Его предать. Встреча со Христом Воскресшим даёт великую силу веры. Хороший пример – апостол Павел. Он показал нам пример, как перейти от слепой веры к зрячей, причём через ослепление.
С пропагандой тоже так. У тебя может не быть фактов, ты не видишь всю полноту картины, не можешь оспорить какие-то тезисы и обвинения, но ты можешь видеть, где Истина.