В русских храмах узнать иконы святого Трифона довольно просто: великомученик, прославившийся в начале III века, как правило, изображается с соколом, сидящим на правой руке. Или даже на коне и с соколом. Мало кто знает, что это любимый охотничий кречет русского государя Иоанна Грозного.
Традиция изображать святого Трифона с птицей пошла от легенды, согласно которой во время царской охоты любимый кречет неожиданно улетел от государя. Разгневанный Грозный приказал своему сокольничьему Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Бедный Трифон объехал окрестные леса, но поиски были безуспешными.
На третий день, отчаявшись найти кречета, сокольничий прилёг отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя – святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета.
– Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чём не печалься, – произнёс юноша.
Проснувшись, сокольник увидел неподалёку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвёз его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона.
Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона. И, разумеется, первые иконы святого Трифона для храма изображали святого с царским соколом – как знак того, что святой великомученик помогает простому народу от гнева начальства.
А вот в Болгарии святого Трифона почитают как покровителя виноградной лозы. В день его памяти как раз подрезают лозу, поэтому на болгарских иконах святой Трифон изображён с виноградной лозой и с ножом для её подрезания. В Византии же святой великомученик изображался юным безбородым пастухом гусей с бумажным свитком в руках, хотя вряд ли он вообще умел читать и писать.
* * *
Святой Трифон действительно был очень юн. Он родился в самом начале III века – во времена правления безумного императора Гелиогабала, величайшего развратника и гордеца в истории, объявившего себя живым богом и сыном Солнца. Вероятно, христианам тех лет Гелиогабал казался воплощением самого антихриста.
Но в тихое селение Кампсада близ города Апамеи, что в малоазийской Фригии (ныне это земли в самой середине Турции), долетали лишь смутные слухи о творящихся в столице империи непотребствах. Во Фригии жизнь продолжалась своим чередом: люди выращивали хлеб и пасли коров, и юный Трифон с юных лет был приучен пасти гусей.
Рос святой Трифон как обычный мальчик, играл на улице со сверстниками, и, как гласит житие святого, во время одной из таких детских игр он силой молитвы спас жизнь своего друга, упавшего головой на камни. После этого односельчане стали обращаться к подростку с разными житейскими просьбами. К примеру, просили его оградить посевы от нашествия саранчи или изгнать мышей из амбаров. И действительно, после молитв Трифона насекомые-вредители разом улетали в соседние провинции.
Святому было всего семнадцать лет, когда слава о юном чудотворце распространилась далеко за пределы Фригии и дошла до самого Рима. Его даже по приказу императора Гордиана доставили в Рим. Дело в том, что дочь императора Меция Фаустина была одержима бесами, которые сами сказали бедному отцу, что не боятся никаких языческих жрецов и колдунов, но только юного пастуха Трифона из богом забытой окраины империи.
Как говорится в житии святого, когда корабль с будущим святым отроком приблизился к Риму, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана. Трифона привели к императору, окружённому придворной знатью. И Гордиан попросил святого показать демона воочию, желая убедиться, что юноша действительно исцелил его дочь. После уединённой молитвы к Богу и строгого поста в течение шести дней святой Трифон приказал нечистому духу явиться зримо императору и его приближённым: «И явися диавол пред всеми во образе пса черна, имущ очи аки огненны, главу влекий по земли…». На вопрос святого Трифона, как же демон дерзнул вселиться в создание Божие, бес ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, «кто следует своим похотям и дела, угодные нам, творит».
Услышав это, император уверовал во Христа и обещал креститься. Правда, сделать этого он не успел: вскоре Гордиан пал во время восстания легионеров. По одной из версий, сначала в ожесточённой битве погиб его сын – Гордиан Секунд. Узнав об этом, Гордиан покончил жизнь самоубийством.
Так или иначе, но щедро одарённый императором святой Трифон вернулся на родину.
* * *
Тем временем римским императором был провозглашен Деций Траян – как выяснилось, жестокий гонитель христиан, отдавший приказ епарху Аквилину арестовать юного отрока Трифона, который смутил умы многих придворных вельмож в Риме.
Что ж, услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но сам отдал себя в руки гонителей. Приведённый на суд к Аквилину в город Никея, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог запугать юного Трифона никакими угрозами.
Тогда епарх приказал связать Трифону руки, подвесить его на дереве и бить в течение трёх часов. За время избиения палачи не услышали ни одного стона мученика.
После этого святой Трифон был брошен в темницу.
Через некоторое время Аквилин, увидев безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнём, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу.
Во время пыток перед святым предстал ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин ещё более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к казни через усекновение головы.
Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее – месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим.
* * *
Полторы тысячи лет спустя образ святого Трифона в России обрёл особенную известность: мученика стали почитать как защитника простого народа от произвола властей.
Дело в том, что в память о своём чудесном спасении на том месте, где было явление святого, царский сокольничий Трифон Патрикеев воздвиг часовню во имя мученика Трифона. История о том, что только благодаря заступничеству святого царский слуга смог избежать верной смерти, быстро завоевала сердца москвичей.
Впоследствии на месте часовни был построен каменный храм – церковь святого Трифона в Напрудном. В Москве до революции это было главное место почитания угодника Божия, и каждый год 14 февраля возле Трифоновского храма, казалось, собиралась вся Москва.
Вскоре в храме появилась и своя святыня – икона мученика Трифона с частицами его мощей. Ещё в начале XIX века в Москву из Черногории приехал архимандрит Стефан (Вукотич). Купец Трифон Добряков, принявший его в своём доме, желая заполучить образ святого Трифона с частицей его мощей, просил архимандрита походатайствовать, чтобы в Россию передали частицу мощей святого, которые покоились соборе города Котор в Черногории.
Просьба была исполнена, и храм мученика Трифона в Напрудном обзавёлся своей иконой мученика с частичками его нетленной плоти.
Трифоновский храм был закрыт в 1931 году. Икона же была передана в храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе (ныне это район у станции метро «Марьина роща») – один из немногих никогда не закрывавшихся московских храмов.
Теперь уже Знаменский храм стал в народе именоваться Трифоновским – тем более что в 80-е годы прошлого века в храме был устроен придел в честь святого мученика и чудотворца Трифона.