Молиться самим за упокой близких можно и нужно в любой день года, молятся об умерших и на каждой Литургии. Тем не менее, в православной церкви сложилась особая традиция поминовения умерших православных христиан – в родительские субботы. Название «родительская» произошло от того, что верующие в первую очередь поминали свои родителей, к которым также относили и дедушек, и бабушек, и прадедушек – словом, всех родных.
Кроме того, по церковной традиции, именно в эти дни верующие посещают могилы родственников на кладбищах.
Первая в году родительская суббота отмечается за неделю до Великого поста и называется Вселенской – это день поминовения всех умерших христиан. Она предшествует воскресному дню, посвящённому Страшному Суду, напоминанию о смертном часе каждого человека. Также она называется Мясопустной – уже через два дня, с понедельника масленичной недели, православные постники уже исключают из трапезы мясные продукты.
Далее следуют три родительских субботы Великого поста – на второй, третьей и четвёртой неделе Четыредесятницы. В 2024 году поминать усопших в великопостные дни будут 30 марта, 6 и 13 апреля.
Эти поминальные дни установлены для того, чтобы верующие могли прийти в храм помолиться о своих ушедших в мир иной близких, так как в Великий пост во время из чинопоследования Литургии исключены заупокойные поминальные молитвы,
Отдельно выделяется среди поминальных дней Радоница или Радуница, – это один из дней особого поминовения усопших, который приходится на вторник после Фоминой недели (второй недели после Пасхи). В Фомино воскресенье христиане вспоминают, как после воскресший Иисус Христос сошел во ад и победил смерть, и Радоница, непосредственно с этим днем связанная, тоже говорит нам о победе над смертью.
В 2024 году Радоница будет отмечаться 14 мая.
Следующая поминальная суббота вновь Вселенская. Она называется Троицкая, так как предшествует дню Святой Троицы. В 2024 году Троицкая суббота будет праздноваться 22 июня.
И наконец, последний в году день особого поминовения усопших – это Димитриевская родительская суббота – ближайшая перед 8 ноября, днём памяти великомученика Димитрия Солунского. В 2024 году она приходится на 2 ноября.
Также в православной церкви сложилась традиция приносить продукты в храм – «на канун»: это древняя практика совершения поминальных агапических обедов для поминовений усопших. По традиции, прихожане храма собирали больший общий стол, для того чтобы всем вместе вспомнить близких их сердцу умерших людей. Сейчас продукты, которые верующие приносят и кладут на специальный столик, идут потом на нужды прихода и на помощь малоимущим людям.
* * *
Митрополит Антоний Сурожский:
Когда мы думаем о смерти, мы не можем думать о ней однозначно, либо как о торжестве, либо как о горе. Образ, который дает нам Бог в Библии, в Евангелиях, более сложный. Говоря коротко: Бог не создал нас на смерть и на уничтожение. Он создал нас для вечной жизни. Он призвал нас к бессмертию – не только к бессмертию воскресения, но и к бессмертию, которое не знало смерти. Смерть явилась как следствие греха. Она появилась, потому что человек потерял Бога, отвернулся от Него, стал искать путей, где мог бы достичь всего помимо Бога. Человек попробовал сам приобрести то знание, которое могло быть приобретено через приобщенность знанию и мудрости Божиим. Вместо того, чтобы жить в тесном общении с Богом, человек избрал самость, независимость. Один французский пастор в своих писаниях дает, может быть, хороший образ, говоря, что в тот момент, когда человек отвернулся от Бога и стал глядеть в лежащую перед ним бесконечность, Бог исчез для него, и поскольку Бог – единственный источник жизни, человеку ничего не оставалось, кроме как умереть.
Если обратиться к Библии, нас может поразить там нечто относящееся к судьбе человечества. Смерть пришла, но она овладела человечеством не сразу. Какова бы ни была в объективных цифрах продолжительность жизни первых великих библейских поколений, мы видим, что число их дней постепенно сокращается. Есть место в Библии, где говорится, что смерть покорила человечество постепенно. Смерть пришла, хотя еще сохранялась и сила жизни; но от поколения к поколению смертных и греховных людей смерть все укорачивала человеческую жизнь. Так что в смерти есть трагедия. С одной стороны, смерть чудовищна, смерти не должно бы быть. Смерть – следствие нашей потери Бога. Однако в смерти есть и другая сторона. Бесконечность в отлученности от Бога, тысячи и тысячи лет жизни без всякой надежды, что этой разлуке с Богом придет конец – это было бы ужаснее, чем разрушение нашего телесного состава и конец этого порочного круга.
В смерти есть и другая сторона: как ни тесны ее врата, это единственные врата, позволяющие нам избежать порочного круга бесконечности в отделенности от Бога, от полноты, позволяющие вырваться из тварной бесконечности, в которой нет пространства, чтобы снова стать причастниками Божественной жизни, в конечном итоге – причастниками Божественной природы. Потому апостол Павел мог сказать: «Жизнь для меня – Христос, смерть – приобретение» (Флп. 1:21), потому что, живя в теле, я отделен от Христа... Потому-то в другом месте он говорит, что для него умереть не означает совлечься себя, сбросить с плеч временную жизнь; для него умереть означает облечься в вечность. Смерть не конец, а начало. Эта дверь открывается и впускает нас в простор вечности, которая была бы навсегда закрыта для нас, если бы смерть не высвобождала нас из рабства земле.