История 40 севастийских мучеников восходит к началу IV века, когда после очередной гражданской войны престол в империи заняли два соправителя – император Константин Великий стал Августом Запада, его коллега и родственник Валерий Лициниан Лициний – правителем восточных провинций. Причём оба императора были соавторами изданного в 313 году Миланского эдикта, который предоставлял официальную терпимость христианам на всей территории Римской империи.
И первое время Константин и Лициний правили душа в душу. Но затем между соправителями стали заметно портиться отношения после серии вторжений в западные провинции готов и сарматов, которых Лициний будто бы специально пропустил через свои границы для ослабления армий соседей. И когда армии Константина, преследуя сарматов, вошли в восточные провинции, Лициний заявил, что Константин нарушил договор между ними. И стал готовиться к новой гражданской войне.
Первым делом он приказал удалить из армии всех христиан, которых он посчитал «агентами Константина».
И самое пристальное внимание было приказано обратить на XII Молниеносный легион, расквартированный в то время в городе Севастии (ныне это Сивас в Турции). Этот легион имел богатую историю. В I веке он стоял в провинции Сирия, затем усмирял восстание иудеев, в ходе которого Иерусалим был разрушен дотла. Затем Молниеносный перевели охранять границу в Мелитену (это область у берегов реки Евфрат). Надо сказать, в этом регионе очень активно распространялась христианская вера, и уже в середине III века славу Молниеносного увенчал и первый христианский мученик – легат Полиевкт отказался поклониться процессии с языческими богами и идолу императора Валериана, занявшего престол после долгой череды дворцовых переворотов. Более того, Полиевкт, прославив Христа, повалил идолов на землю, за что был публично казнён.
После этого Молниеносный отвели во внутренние области Армении. Понятно, что император Лициний приказал вычистить XII легион с особым пристрастием.
И здесь кончается история и начинается церковное предание.
* * *
Легатом в то время был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Он приказал всем воинам принести жертву во славу Юпитера, Геркулеса, Солнца Непобедимого и всех прочих языческих богов – по личному выбору.
Приказу Агриколая не подчинились только сорок каппадокийцев, которых по приказу легата бросили в темницу.
Воины предались усердной молитве и тут же услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасён будет».
На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.
Через 7 дней в Севастии состоялся суд над воинами. Мученики твёрдо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда легат велел побить святых камнями. Но все камни пролетели мимо цели.
На следующий день суд повторился, но воины всё равно остались непреклонны.
Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь.
Для обольщения мучеников на берегу развели костры, над которыми повесили большие котлы с горячей водой устроили баню.
В первом часу ночи, когда холод достиг крайней лютости и тела святых обледенели, один из сорока не выдержал подвига и побежал в баню. Но только он вступил на её порог и ощутил теплоту, как сразу же упал и умер. Видя это постыдное бегство, святые мученики стали усиленно молиться, чтобы Господь укрепил их.
В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лёд растаял и вода в озере потеплела. В это время бодрствовал только один страж по имени Аглаий, которого очень впечатлила стойкость христиан. Поразившись свету, который осиял святых мучеников, он поднял голову вверх и увидел 39 сияющих венцов, которые опускались на головы страдальцев. Удивившись, что их не 40, по числу подвергшихся страданиям, а 39, он понял, что недостаёт одного венца, потому что бежавший в баню отвержен от лика святых. Немедленно разбудил он спавших стражников, сбросил с себя одежду и побежал в озеро:
– И я христианин!
Стоя в ледяной воде он усердно молился:
– Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами!
Увидев стража-перебежчика среди всё ещё живых мучеников, легат Агриколай впал в ярость, поняв, что дальнейшие публичные пытки только добавят им славы и популярности.
Мучеников вывели их озера и убили, а тела сожгли. Останки же легат приказал бросить в озеро, чтобы из могилы мучеников христиане не смогли бы создать место для всеобщего поклонения. Но Господь сохранил в воде все кости мучеников в целости.
По прошествии трёх дней святые мученики явились епископу города Севастия Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ следующей ночью пришёл на берег озера и стал свидетелем настоящего чуда: кости святых сияли в воде, как звёзды. Епископ собрал все останки и похоронил мучеников по христианскому обряду.
Сохранились и имена мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.
* * *
Жестокости не помогли Лицинию выиграть войну. В 324 году в битве при Адрианополе армия Лициния была разбита, сам император сдался в плен и был заключён под домашний арест в своём дворце в Фессалониках. Однако через некоторое время Лициний попытался вернуть власть при поддержке готов, но его планы были раскрыты и он был приговорён к смертной казни. При попытке бежать к готам Лициний был задержан в Фессалониках. Константин приказал повесить его.
А вот день в память святых 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, стал одним из наиболее чтимых праздников во всех древнейших месяцесловах. В день их памяти облегчается даже строгость поста – разрешается вкушать вино и предписывается непременно совершать Литургию преждеосвящённых даров.