Колонка написана со слова проповеди Алексея Борисовича Мазурова, сказанного на вечерне в мае 2023 года на Втор. 1: 8–11; 15–17. Публикуется в связи с кончиной Алексея Борисовича как дань нашей благодарности и памяти.
Кто такие старшие в народе? Какими они должны быть? Какие требования к ним предъявляются? Что они должны делать?
Книга Второзаконие отчасти отвечает на эти вопросы. Она повествует о том, что происходило после сорока лет блуждания по пустыне с народом Божьим. Умерли все, кто когда-то вышел из Египта, осталось всего три человека: Моисей, Иисус Навин и один из его сопровождающих. Так случилось из-за того, что те, кто был в «доме рабства», кто хотел туда вернуться, кто скакал перед золотым тельцом, те не могли исполнить обетование Божье, войти в землю, которая им была обещана. По прошествии сорока лет Моисей собрал народ умножившийся (и это несмотря на то что они ходили по пустыне) и напомнил ему об обетованиях, которые были даны Богом. Он был вынужден это сделать, потому что эти люди не застали момента Откровения, они не были ни в Египте, они не были на горе Синай. Они родились и выросли в пустыне. Можно предположить, что они были довольно дикие, но именно они должны были войти в землю обетованную.
Моисей должен напомнить им обещание Божие. И важно, что он начинает не с десяти заповедей, а с того, что там, за рекой, земля обетованная. Он говорит: «Идите и завоюйте её». Или точнее: «Всю эту землю Я отдам вам! Идите и овладейте страной, которую Господь поклялся отдать вашим прародителям: Аврааму, Исааку, Иакову – и их потомкам». Тут интересны два момента. Во-первых, обещание Божье – это не пломбир на блюдечке. Он обещал землю, Он её даёт, но ею ещё надо овладеть. А во-вторых, отцы этого народа давно умерли, а эти пустынники должны помнить и повторять то, что говорилось их прародителям, потому что для них это важно и актуально. Увы, но это свойство человека, как свойство морского берега: пройдёт человек, следы оставит, а волны всё слижут и песок изгладят.
Для нас это очень важно понимать. Сегодня мы в России, в церкви, являемся образом тех евреев. Мы когда-то были в доме рабства, в своей нехристианской жизни, мы оттуда освободились. И нас тоже призывает Господь войти в землю обетованную, в жизнь братскую, которую надо суметь захватить: и усилием, и любовью, и содействием братьев и сестёр, и духовным попечительством старших. Ведь кто призывает нас к этому переходу? Кто увещевал эти сотни тысяч евреев? Старший в их народе – Моисей. Он возвещает то, что сказал ему Бог. И говорит о том, что это надо исполнить, потому что прародителям – Аврааму, Исааку, Иакову – всем им это было обещано, и они ждут как бы того, чтобы вошли их потомки в эту землю.
Но у Моисея тоже есть червоточина. Он не безгрешный, не идеальный во всех отношениях, удобный для всех человек. Ему самому не дано было в эту землю войти. Он признаёт свою слабость и говорит: «Не под силу мне одному управлять вами». Но одновременно, несмотря на свои немощи и старость, он тут же призывает на этот народ благословение и свидетельствует, что Бог всё это время был рядом, Он был верен. Ведь даже в рабстве, даже в тяжёлых скитаниях, после смерти всего старшего поколения мы видим, что народ только умножился, а это исстари было знаком Божьего благословения. По подсчётам раввинов, в пустыне было порядка шестисот тысяч человек, а Моисей говорит, что ещё в тысячу раз умножится народ Божий.
В России тоже есть свои червоточины и проблемы, вымирает коренной русский народ, и это последствия ХХ века. Мы смотрим на свои колоссальные пространства, на свою землю и не понимаем, как ею овладеть, хотя она уже была нашей и русские люди умели на ней крепко жить. А теперь нам, современным, приходится об этом заново думать и вспоминать.
История Моисея тут нам может очень пригодиться. Ведь как он действует, когда ему стало трудно? Он «призвал к себе тех, кто стоял во главе племён, людей мудрых и опытных и назначил их… начальниками – кого поставил над тысячей человек из его племени, кого над сотней, кого над полусотней, кого над десятком, кого старостой». И вот эта вся огромная масса неорганизованных людей вдруг начинает структурироваться. В народе выявляются старшие, около 60–80 тысяч начальников, при том ещё несколько десятков, около 50, мудрейших советников, старейшин. Устанавливается важнейший принцип: без старших народ жить не может. Причём эти старшие могут быть людьми пожилыми и немощными, ведь это вопрос не организации и эффективного управления сообществом, но понимания самой сути жизни и человека, стало быть.
Кроме того, Моисей даёт установление о суде: «В ту пору я велел вашим судьям: Разбирайте тяжбы между вашими братьями; судите справедливо, будь то тяжбы между соплеменниками или тяжбы с чужаками, живущими у вас. Пусть суд ваш будет непредвзятым. Выслушивайте и сильного, и слабого; не страшитесь людей, ибо суд – от Бога!».
До революции в русских судах была надпись: «Да правда и милость царствуют в судах». Да, там тоже было много всякого, но главное было обращено именно на этот сюжет. Судебная система работала очень неплохо, и было более-менее понятно, что суд – это одно из тех учреждений, в которых надо уповать на Бога. Причём Моисей говорит: «Разбирайте тяжбу между соплеменниками и с чужаками». Судья должен слушать равно и того, кто тебе по крови соплеменник, и чужака, который живёт вместе с вами. И нельзя делать предпочтение, недослушать иноплеменника. Как это возможно для неверующих людей – уму непостижимо, но требования к чутью судей, к их пониманию законов и ответственности за судьбу человека очень высокие.
И вот получается, что эта огромная масса людей перед тем как войти в землю обетованную организуется, приобретает какую-то форму и упорядоченность. Все знают своё место: старший знает, как управлять, судьи знают, как судить. А Моисей как духовный муж даёт им духовные ориентиры.
Всё это останется сторонним сюжетом, если мы не увидим теснейшую связь с современными реалиями и собственной жизнью. Ведь каждый из нас – маленький судья в отношениях с другим человеком, с ближними. Мы тоже судим. Но не всегда помним, что суд – обоюдоострый меч.
Но нет у нас другого пути, если мы хотим вернуться в обладание самими собой, своей жизнью, своей землёй. Даже если мы не можем похвастать своей святостью, но только своими немощами, мы призваны войти в свою обетованную землю – и прежде всего в братскую жизнь.