Я готова войти в алтарь
«Перед тем как войти алтарь, я изрядно волновалась, – рассказывала диаконисса Анжелика после рукоположения, – но когда митрополит Серафим благословил сделать это для подготовки к новому служению, я успокоилась и почувствовала: теперь я готова».
В Православной церкви женщин в алтари храмов не пускают. Редкие исключения – наиболее доверенные часто уже пожилые для уборки… Про рукоположение, принятие сана, служение в церковном облачении не говорю – сегодня этого нет. В первом тысячелетии в церкви были и диакониссы, и даже пресвитериды – сейчас их, возможно, назвали бы «священницы», но точнее было бы: старшие в церковном собрании. Мы знаем о святых диакониссах Фиве (I век) из Кенхреи, которую упоминает апостол Павел в Послании к Римлянам, о римской мученице III века Татиане или константинопольских диакониссах V века Олимпиаде, сослужившей святителю Иоанну Златоусту, и Домнике. Диакониссы вместе с другими клириками – епископами, пресвитерами и диаконами – молились и причащались в алтаре. Об этом, в частности, свидетельствует 44-е правило Лаодикийского собора – накладывающее… запрет женщине входить в алтарь. Значит, входили, раз почему-то стали запрещать.
Служение древних диаконисс было не таким, как у современных диаконов-мужчин, особая доблесть которых сегодня выражается в том, чтобы раскатисто и громко возглашать на ектениях «Миром Господу помолимся» и читать Писание на богослужении. Диаконов, говорящих проповедь, мне видеть не доводилось. Точнее, слышал одного из Воронежа, говорящего настоящее Слово, – и всё. А диакониссы в древности помогали в подготовке к крещению женщин, проповедовали им жизнь по вере и даже сами их крестили, чтобы при погружении в купель крещаемым не смущаться взглядов мужчин, епископа или пресвитера. Диакониссы собирали и распределяли пожертвования, ухаживали за больными членами церковной общины – не столько как сёстры милосердия, а молились с ними и преподавали причастие. Все эти нужды в церкви сохранились, и женщины продолжают их нести: и служение милосердия, и помощь в подготовке к крещению (оглашении). В период советских гонений на веру женщины дерзновенно на свой страх и риск крестили младенцев, как девочек, так и мальчиков, возили святые дары для причащения узникам ГУЛАГа, за что сами подвергались арестам, ссылкам и казням, как, например, святая девушка из Томска Татьяна Гримблит.
Рукополагавший Анжелику Молен митрополит Серафим сказал, что у неё будут и пастырские обязанности, и литургические: «Анжелика будет совершать то же, что и диакон на литургии и во всех таинствах наших православных служб».
«Аксиа» – ты этого достойна
Да, это достойно и восхищения, и подражания – но зачем обязательно посвящать женщин в священный сан, особым образом облачать, вводить в алтарь? Эти же вопросы стоит задать и всем мужчинам – как усердно служащим клирикам, так и с благоговением на них взирающим. Служить Богу не только может, но и призван каждый христианин, и если он этого не делает, то чего-то очень важного не понял в христианской вере.
Если до прихода Христа служение и приближение к Святому алтарю было в Ветхом завете уделом священников и левитов – мужчин только одного из двенадцати колен Израиля, – то Христос эту возможность и дар открыл каждому, кто готов разделить Его путь: всем верующим – и мужчинам, и женщинам. Поэтому апостол Пётр пишет, что все христиане теперь священники, а апостол Павел, что «во Христе нет ни мужеского пола, ни женского». Неясно, с какими явлениями связан упомянутый запрет Лаодикийского собора IV века, явно уводящий богослужебную традицию в дохристианские времена: грустное свидетельство того, что опасность оскудения веры была всегда. Для нас это в первую очередь сигнал научиться одолевать свои немощи и падения, а не склоняться перед ними.
Вообще в христианской традиции поставление на служение совершается с самого начала – прямо во время миропомазания, входящего в таинство крещения. Человек получает «печать дара Духа Святого», чтобы служить Богу. Этот знак напечатлевается на всех новокрещёных, и на женщинах, и на мужчинах. Когда христианин начинал жить в Церкви, его дары как бы конкретизировались: кто-то преуспевал в целительстве и милосердии, у другого раскрывались дары учительства или пастырства, у третьего – управления, у кого-то – пророчества и так далее. Только пророков и пророчиц на служение не поставляли: считалось, что их тайно помазывает сам Святой Дух, дело церковного собрания – отличать истинных пророков от ложных.
Поставление на служение, которое совершалось через возложение рук (отсюда название поставления – рукоположение) или помазание освящённым маслом, – это знак того, что Церковь опознаёт духовные дары человека и доверяет ему служение согласно этим его личным полученным от Бога дарам. Во время рукоположения у людей, пришедших в храм, просят засвидетельствовать: достоин поставляемый христианин исполнять порученное ему служение, например, епископа, или диакона, или диакониссы? «Аксиос? Достоин?» – трижды спрашивают, когда поставляют мужчину. «Аксиа? Достойна?» – когда женщину.
Троекратное «Аксиа!» и воскликнули в ответ члены православной общины прихода миссии Святого Нектария в минувший Великий четверг. Анжелику знают тут много лет как человека, рассказывающего о вере во Христа молодёжи, организатора церковной школы, эколога, инициатора экологических групп в разных приходах.
«Земля – это священный дар Божий, – говорит она на встречах с прихожанами. – Мы, христиане, должны защищать её от разорения и научиться жить в гармонии с растениями и всеми живыми существами». В стране, где народные культы обожествляют природу, её экологическое служение – один из путей для миссии.
Русские диакониссы
В Русской церкви никогда не было закреплённого чина и звания диаконисс. Но тем не менее мы можем вспомнить выдающихся реальных служительниц-диаконисс не по чину, а по вере и жизни. Известно, что 29 июня 1840 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) посвятил в игумении по древнему чину диаконисс Маргариту Михайловну Тучкову, будущую настоятельницу Спасо-Бородинской обители, на следующий день после её пострига в мантию с наречением имени Мария. Сохранилось её описание совершённого чина: «После целования святых мощей я пала в ноги Отцу-Владыке и осталась на всю ночь в соборе в одной свитке и на босу ногу, как была. На другой день меня посвятили в Игумении, и посвящали как в диакона. “Повели, повели, и акциос, акциос!” Подавала блюдо для омовения и полотенце на плеча обыкновенно, посох дали и всё тут – паси овцы моя!».
За восстановление древнего служения диаконисс ратовала одна из ярчайших подвижниц Русской церкви начала XX века, устроительница целого созвездия обителей диаконисс в Холмской епархии игуменья Екатерина (Ефимовская). Диаконическое служение возрождала в Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова. Она же приготовила все документы для восстановления служения диаконисс к Поместному собору 1917–1918 годов, но надежды будущей новомученицы на одобрение их собором не сбылись. И это жаль. Что же, пусть укором и примером послужит нам православная Африка. Конечно, это трудно принять даже церковно-политически. После признания Александрийским патриархом нового церковного украинского проекта ПЦУ наши иерархи не поминают друг друга и РПЦ устроила в Африке свою епархию – пока, кажется, там не до диаконисс.