В сонме ветхозаветных пророков Елисей, чье имя означает «Бог есть спасение», находится как бы в тени своего наставника — пророка Илии, прославившегося в IX веке до Рождества Христова. По преданию, Илия заметил своего будущего ученика на поле, когда тот пахал свой надел двенадцатью парами быков. Должно быть, эта деталь — совершенно фантастическая, потому что попробуйте-ка справиться с двумя десятками быков, запряженными в один плуг! — говорила слушателям как о богатстве семьи Елисея, так и о его силе и ловкости.
Впечатлен был и Илия. Поэтому, проходя мимо поля Елисея, пророк бросил ему свою «милоть» — то есть, плащ свободного покроя. Это означало, что пророк принимает Елисея в ученики и обещает передать ему пророческий дар.
Елисей принял предложение заколол пару волов и, используя их упряжь, совершил всесожжение Господу. Отказавшись от всего имущества и не попрощавшись с родными, он пошел за Илией и стал его преданным учеником.
Илия не обманул ученика. Когда настало время взятия святого пророка Илии на Небо, он сказал Елисею:
— Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя.
Елисей дерзновенно попросил для дела Божия сугубую благодать:
— Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне.
Пророк Илия ответил:
— Трудного ты просишь; если увидишь как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет (4 Цар. 2, 9-10).
И действительно: когда они шли по дороге и беседовали, явились огненная колесница и кони и разлучили их обоих. Елисей воскликнул:
— Отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его! (4 Цар. 2, 12).
В ответ пророк вновь бросил ученику свой плащ. Подняв упавшую с неба одежду своего учителя, Елисей получил силу и пророческий дар Илии.
Он ударил милотью по воде, призывая Бога Илии, — и воды разошлись в разные стороны, позволив ему посуху перейти реку Иордан. Тогда все пророки, видевшие это, поклонились ему до земли, говоря: «Дух Илии почил на Елисее!»
* * *
Пророческое служение он проходил более 65 лет, при шести израильских царях — от Ахаза до Иоаса. Он неустанно наставлял власть имущих и простой народ — оставить чужих богов, Ваала и Астарту, и вернуться к поклонению истинному Богу.
Свои слова пророк Елисей подтверждал чудесами и знамениями — с помощью соли он обезвредил плохую воду в источнике недалеко от Иерихона, умножил запас масла одной бедной вдовы, позволив ей тем самым расплатиться с долгами, превратил горькую похлебку во вкусный суп, чтобы накормить сынов пророческих. Умножив двадцать ячменных хлебов, он накормил более ста человек, словно предсказав чудеса, которые явит Сам Господь после Нагорной проповеди.
Елисей мог и воскрешать мертвых.
Каждый раз, когда Елисей роходил через селение Сонам, его принимала в свой дом одна благочестивая женщина, для которой Елисей вымолил у Господа чудо рождения сына. Но однажды мальчик умер. Женщина, заливаясь слезами, поспешила к пророку на гору Кармил. Придя к ней в дом, Елисей лег на ребенка, приложил свои уста к его устам, свои глаза к его глазам, свои ладони к его ладоням и вдохнул в него дыхание жизни. И это чудо было своего рода пророчеством о приходе Христа, который спустился с Неба, чтобы стать подобным человеку, умерщвленному грехом, и вдохнуть в него Дух вечной жизни.
Елисей являл свой дар пророка и язычникам, также проповедуя им грядущее Спасение от Господа. Так, сирийский военачальник Нееман был исцелен от проказы — ему пророк повелел искупаться в Иордане, тем самым возвестив спасение язычников через святое крещение.
* * *
Святой пророк Елисей умер в глубокой старости. Могила великого пророка была очень почитаема евреями. Говорили, что даже прах его исцелял болезни и воскреша мертвых. И недаром пророк Сирах прославил пророка Елисея строками:
«И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его.
При всем том народ не покаялся, и не отступили от грехов своих, доколе не были пленены из земли своей и рассеяны по всей земле». (Сир 48, 15–16).