В историю России благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский вошёл как один из первых, кто попытался создать единое Русское государство.
Будущий князь был сыном основателя Москвы Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха. Считается, что именно от деда князь Андрей унаследовал любовь к чтению Священного писания и особую духовную жажду познания.
О ранних годах жизни князя Андрея известно немного, но само то время было непростое: Русь раздирали междоусобные распри, фактически напоминавшие бесконечную гражданскую войну.
Известно, что в 1149 году, после того как его отец занял Киев, Андрей получил во владение Вышгород – город возле Киева. После этого он принял участие в военном походе на Волынь, а затем был посажен на княжение в Рязани, но скоро был изгнан оттуда князем Ростиславом Ярославичем, своим дядей, вступившим в союз с половцами. После 1154 года Андрей вновь был направлен в Вышгород, но затем, вопреки воле своего отца, уехал во Владимир – тогда ещё небольшой городок в Суздальском княжестве.
Кстати, как установили исследователи, Богоматерь Боголюбская имеет очевидное сходство с такими характерными образцами живописи времени Комнинов, как изображения «Агиосоритиссы» на мозаике в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо, на мозаике в церкви Димитрия в Солуни, на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове. Лик Девы Марии во многом напоминает Ее образ из композиции «Страшный суд» и лик Анны из «Сретения» в росписи Бачковской костницы, созданной во второй половине XII века константинопольскими художниками. Исходя их этого, можно предположить, что автором чудотворного образа, вероятнее всего, был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комнины ко двору Юрия Долгорукого и оставшийся в Суздале после ухода князя на киевское княжение.
В то же время Боголюбский образ, как выяснилось после последней реставрации, отразил в себе и национальные представления славян об идеальной красоте. Глаза Девы Марии были лучезарного голубого цвета, а румянец на Её щеках был более ярким, чем на византийских иконах.
Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пресвятой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою, по имени города.
Собственно, с этого момента и самого князя Андрея стали называть Боголюбивым, или Боголюбским.
Также Андрей Юрьевич установил и празднование в честь нового образа 18 июня (1 июля по новому стилю).
* * *
Интересно, что в этом же храме Рождества Пресвятой Богородицы князь Андрей и принял смерть.
В июне 1174 года, глубокой ночью, в его покои ворвались двадцать заговорщиков, намереваясь убить князя. Среди них была и жена правителя. Злоумышленники ударили князя, он упал без сознания. Они было подумали, что Андрей мёртв. Однако потом обнаружили, что тела нет на месте. Оказалось, князь уполз по тому самому коридору, что вёл из покоев в Рождественский храм. По кровавым следам его нашли в Лестничной башне и зарубили его собственным мечом. Разрубленное тело выбросили, как свидетельствует Ипатьевская летопись, в «огород», то есть огороженное место. Оно находилось в паре десятков метров от Рождественского храма. Сегодня на этом месте небольшая часовня и источник со святой водой.
После смерти Андрея Боголюбского воцарился его брат Всеволод, позднее получивший прозвание Большое Гнездо. Сын князя Юрий был изгнан. Заговорщиков нашли и казнили.
Но на этом история чудотворной иконы не закончена.
* * *
Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя Рождественский храм был сожжён, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым.
Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры – например, во время эпидемии 1771 года во Владимире.
В первой трети ХVIII века священнослужители решили отремонтировать Рождественский храм, расширив окна, чтобы внутри стало светлее. Однако «реконструкция» обернулась полным провалом – в прямом смысле слова. В 1722 году Рождественский храм рухнул – сложился как карточный домик.
Икона оказалась под завалами на три-четыре года. Сегодня реставраторы говорят: это чудо, что тогда образ сохранился.
* * *
Специалисты открыли Боголюбскую икону в 1900-х годах. Её первым исследователем был историк Никодим Кондаков, который «сквозь» слои олифы и потемневшие краски определил, что образ «клонится к окончательному разрушению, если к нему не будут приложены особые усилия ради его сохранения». То есть уже 120 лет назад иконописный шедевр был в критическом состоянии.
В 1918 году икона оказалась в руках комиссии по сохранению и реставрации памятников. После того как монастырь в 1922 году был расформирован, Боголюбская икона с серебряными ризами оказалась единственной не изъятой «церковной ценностью» – её передали в боголюбовский же храм святых праведных Иоакима и Анны, который, в свою очередь, был закрыт в середине 1930-х годов, когда икону перевезли в Успенский собор во Владимире.
После войны образ сначала находился в исторической экспозиции во Владимире, потом Боголюбская икона пережила ещё три реставрации: в 1946 году, 1956-м и 1958–1976 годах. Причём ни одну из этих реставраций нельзя назвать удачной.
* * *
Чудом икона сохранилась в наши дни. В начале 90-х годов образ передали в Свято-Успенский девичий Княгинин монастырь города Владимира, где для иконы была изготовлена герметичная витрина, позволявшая поддерживать необходимую температуру и влажность. Уже через десятилетие выяснилось, что витрина не работала, а за это время на иконе завелась плесень, которая чуть было не уничтожила чудотворный образ.
Сегодня икона Божией Матери «Боголюбская» после двух десятилетий реставрации находится в Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника.