Часть 4
Ровно 95 лет назад в Москве открылся Всесоюзный съезд безбожников, на котором было принято решение о начале войны против православной церкви и всех религий вообще
Продолжение. Часть 1, часть 2 и часть 3 читайте по ссылкам
Ровно 95 лет назад в столице прошёл «исторический» II Всесоюзный съезд Союза безбожников, на котором он был переименован в Союз воинствующих безбожников. Смена названия ознаменовала собой резкий поворот антирелигиозной политики большевиков – от атеистической пропаганды власть перешла к уничтожению храмов и священнослужителей.
«Рабочие массы должны раздавить главного классового врага, выступающего под религиозной оболочкой, – советская пресса цитировала главного безбожника Страны Советов Емельяна Ярославского (настоящее имя – Миней Губельман). – Пора наконец покончить с активом попов, раввинов, мулл, благовестников, проповедников всякого рода, шаманов, колдунов и прочих паразитов, притаившихся на теле СССР, а на деле являющихся махровой контрреволюцией, ещё не попавшей в Соловки...»
Призыв был услышан.
* * *
Съезд безбожников готовился в очень сложной обстановке: в стране бушевал продовольственный кризис, крупные города голодали.
Из сводок ОГПУ в ЦК ВКП(б): «Острые перебои в снабжении хлебом ощущались в ряде крупных промышленных районов – Баку, Ижевск, Ярославль, Северный Кавказ. В Ярославле уменьшены нормы: для детей до 3-летнего возраста (до 160 г в день), для кооперированных кустарей с 500 до 300 г и для служащих и их семей с 600 до 300 г; нетрудовое население снимается со снабжения…
Продовольственное положение в сельских местностях ряда губерний Центра (Калужская, Ярославская, Тверская, Иваново-Вознесенская, Рязанская, Тульская, Владимирская и др.) продолжает оставаться напряжённым».
Из-за трудностей с продовольствием в стране вспыхивали голодные бунты.
Из сводок ОГПУ в ЦК ВКП(б): «Наиболее заметное недовольство отмечено среди рабочих текстильных фабрик (Москва, Ленинград, Иваново-Вознесенской губ. и др.). Причины недовольства: снижение зарплаты (от 5 до 20%) вследствие падения выработки, главным образом у рабочих, переведенных на уплотнённую работу…
В мае месяце в ряде районов создались затруднения в снабжении молоком, мясом и овощами (особенно картофелем). Затруднения на мясном и овощном рынке (Саратов, Хабаровск, Нижний, Москва, Ростов-на-Дону, Шахтинский округ, Пенза и др.), а также небольшое снижение хлебных норм для отдельных групп потребителей создали почву для некоторого ухудшения настроения отдельных групп рабочих…
Терроризируя работников соваппарата и активную бедноту, кулаки провоцируют население на оказание массового сопротивления хлебозаготовкам. За май месяц зарегистрировано по Союзу 16 массовых выступлений на почве сопротивления хлебозаготовкам.
Трактуя политику партии в деревне как “подрывающую основу развития крестьянского хозяйства”, доказывая, что в основе затруднений лежит курс партии на индустриализацию, выступая против коллективизации (“колхозы –это мужикам возврат крепостного права”, “когда стали вступать в колхозы – не стало продуктов”), кулацкие и социально чуждые элементы на предприятиях пытаются привлечь на свою сторону молодых по возрасту и производственному стажу рабочих, связанных с деревней».
* * *
Ответом властей стало усиление террора.
Из письма Сталина Молотову: «Мой совет:
1) дать немедля директиву органам ГПУ открыть немедля репрессии в отношении городских спекулянтов хлебных продуктов (т.е. арестовывать и высылать из хлебных районов);
2) дать немедля директиву руководящим верхушкам кооперации, Союзхлеба, ОГПУ выявлять и определять сразу всех уличённых в конкуренции хлебозаготовителей как безусловно чуждых и нэпманских элементов;
3) установить слежку за колхозами – с тем, чтобы уличённых в укрытии хлебных излишков руководителей колхозов немедля отрешать от должности и предавать суду…».
* * *
Для отвлечения внимания граждан от провальной экономической политики большевики и решили открыть «второй фронт» – устроить новую антицерковную кампанию.
Советское государство всегда боролось против Бога, но в эпоху нэпа делало это как-то несистемно.
После кампаний по изъятию церковных ценностей и осуждения патриарха Тихона всё дело антирелигиозной пропаганды было отдано в руки ОГПУ и комсомола, которые старались кто во что горазд.