В середине 1920-х годов епископу Макарию удалось собрать людей для братской христианской жизни в Череповце, а впоследствии в Новгороде, Галиче и Буе. В 1926 году последовали аресты и ссылки братчиков, невозможность служить в храмах, а потом и расстрелы. В 1937 году епископ Макарий вынужден был осуществлять своё архипастырское служение на нелегальном положении, скрываясь в одном из братских домов в Новгороде. На его попечении оставалось несколько десятков женщин и детей – всех мужчин братства казнили или отправили в лагеря. В 1941 году, в начале войны, спасаясь от бомбёжек, братчицы вместе с епископом Макарием поселились в деревне Витка под Новгородом. Здесь епископ Макарий скончался в окружении своих духовных чад. Многие женщины из братства были угнаны на работы в Германию, но, вернувшись в 1945 году, они собрались вновь и сохранили тесное духовное общение друг с другом до конца своей земной жизни. Последней отошла ко Господу Екатерина Ивановна Пикина. Фрагменты из её рассказов 2012 года мы и публикуем сегодня.
Живите одним днём
Когда началась война, Новгород подвергался массированным бомбёжкам. Затем при отступлении начались пожары. Спрашивали: «Папочка, как нам жить?». «Живите одним днём: день прошёл – поблагодарили Бога».
Последняя бомбёжка застала всех наверху. Бабушку Беляеву ударило кирпичом. После этого с Советской ушли на Конюшенную. Ещё до того, как сожгли город, дедушка детей велел вывести из города. Ещё не было приказа сжигать, а дедушка велел вывести. Ушли дети, а все остальные остались. (Но затем пришлось уйти и всем остальным – прим. А.Б.) После того как владыка не ходил 4 года, трудно было пройти 12 км. И по лесам тоже смогли только пройти до Витки (5 км от Новгорода – прим. А.Б.). Идти приходилось с мешком за плечами. Как налёт – так в канаву. Владыке Макарию идти было очень трудно. Феодосия Степановна Смирнова вела его под руку.
Те, кто вышли из леса, не могли ничего запасти. Те, кто не ушли и остались в Новгороде, могли что-то запасти. И когда мы пришли, то никто не сказал: что вы едите наши запасы. Вот такая была любовь. Это трудно, может быть, человеку понять, кто не пережил.
Сначала жили в школе. Потом в школу попал с двух сторон снаряд, жить там стало нельзя. Мы тогда перебрались из школы в маленький домик, ведь дома-то были и брошены, и всяко, а хозяев не было, так нас 26 человек было, а домишко-то был, наверное, с эту комнату. В Витке было 26 человек. На кровати спят, под кроватью спят, на полу спят.
Жизнь вместе
Мне было 6 лет, когда мама умерла, сестрёнке маленькой – 3 года. Но мы так прожили, что и сиротства не почувствовали. Это благодаря братству. Братская жизнь – самая хорошая. Эта идея купножительства, и её созидает только Дух Святой, потому что другой дух – он разъединяет, а этот Божий Дух соединяет.
Племянник Серёжа всё меня пытал: «Кем нам Настенька по родне будет?». А она нам родня только по братству. Это такая тесная связь, что она теснее родственных связей. Представьте свою семью с мамой и папой, но братство – это семья более сплоченная. Только надо и себя отдать всем сердцем. Не то что я вот буду пользоваться, а сама ничего. Нет. Господь может вселиться только в чистое сердце. Где грязь или ещё что-то, Господь там не вселится. Почему и молитва: «Сердце чистое созижди во мне, Боже, и дух правый обнови во утробе моей». И в то же время просим: «Изведи из темницы душу мою. хочу исповедаться имени Твоему». Грехов-то у нас у каждого хватает. Нету, чтобы безгрешен был человек, потому и Господь Спаситель называется. Действительно, что Он пришёл спасти своих людей от грехов. А где греха нет, там Господь уже хозяин. Господь не сказал: будете Меня знать – так вам легко будет жить. Сейчас затишье, но пройдёт, может быть, какое-то время – и нам надо ожидать ещё испытаний. «Меня гнали, вас будут гнать», – это слова-то вечные. Не только апостолам сказано, что у всякого, кто последует за Христом, будут и испытания. Так что стойте в этом. Он говорит: «Я победил мир, и вы будете побеждать». Как Лариса – одна из сестёр братства писала: «Мир лживого порядка».
Дедушка
Все епископа Макария звали «папочка». И действительно, он был папочка. Мы, дети, звали его «дедушка». Сердитым я его не видела никогда. Наверное, у него такого чувства и не было. Если бомбёжка – все собирались вокруг дедушки, а он только скажет: «Детушки, это не для нас», – и такое спокойствие, как будто и войны нет. Владыка Макарий говорил: «Ко мне можно приходить в любое время суток».
Вера и верность
Дедушка говорил: «До Бога далеко только тогда, когда мы ему не верим. Вера – это доверие и верность Богу». Дедушка объяснял, как остаться до конца верным Богу. Дедушка говорил: неверие – вот грех самый большой. Вот почему Он первого разбойника ввёл, он уже не был разбойником, когда его Господь ввёл. Почему? Потому что он увидел в Боге Бога, он Бога увидел. Он Его признал, а Господь сказал: ты Меня признал за Хозяина, сегодня будешь со Мной в раю. Потому что Господь милостив и многомилостив.
Для него было так: что Христос сказал – значит, человеку это достижимо безо всякого сомнения. Только проси силы и разума.
Нашему Алексею Ивановичу говорили: «Старик, откажись от Бога, мы тебя и отпустим». «Нет, – говорит, – не откажусь, Он мне всю жизнь помогал». А он-то сиротой рос, и теперь «откажись»! Нет, даже в помыслах не держали, чтобы отказаться от Бога. Очень глубокая вера была и желание эту веру передать другим. А если кто-то хочет принять, как же не дать ему!
Духовное просвещение
Вот, например, эти, кто первые пришли-то, – Козлов, Беляевы: «Владыка, мы пьём». «Ничего, оставите». Не надо было, что «давай полечись» или как там. Всё оставили безо всякого сожаления.
В братстве каждый день читалось Писание: Евангелие, Апостол. И читали все вместе обычно утром после чая. Если что-то непонятное, то читалось толкование. И слушали, и старались запоминать. И жизнь свою старались проверять по отношению ко Христу. Ещё каждый день читали жития святых и наставления святых отцов.
Как пройдёт обыск, так дедушка говорил, что надо учить книги наизусть – Евангелие, потому что думал, что, может быть, придёт такое время, что книги-то отберут, тогда всё Евангелие будет в голове. Он всё говорил: «ум божественный», чтобы ум «плавал» в Божественном писании.
Богослужение и молитва
Каждый день недели читали по одной молитве Архангелам.
«Святый Архангеле Иеремииле! Ты имеешь от Бога-Слова дар возвышать наш ум до ума Господня, наполнять наши сердца Христовыми чувствованиями, имеешь силу возвышать нас в меру полного возраста Христова. Молим тя! Возвыси нашу мысль до мыслей и понятий Иисуса, даруй нам мудрость мыслить и рассуждать во всём согласно со словом Господним, даруй сердце новое, преисполненное теми же самыми чувствованиями, что и во Христе Иисусе. Помоги нам восходить по ступеням нравственного и духовного совершенства; от веры в большую веру, от слепой надежды к ясновидящей надежде, от слабой любви к любви сильной, Христоподобной, доколе не отобразится в сердцах и в делах наших Христос. Да из глубины души воспоём Ему, в радости взывая: слава Тебе, Богу Благодетелю нашему, слава Тебе во всех родах и во всех веках. Аминь».
Многие из братчиков пели в хоре, многие подпевали. Это не возбранялось. Петь было хорошо. Нет бы научить всю церковь петь! В Новгороде в братстве было очень простое пение. До 33 года всё-таки были храмовые службы. Когда дедушка уже нелегально служил – домашние службы были ночью. На службу ходили по очереди с вечера, все окна занавешивали. До пяти утра надо было кончить. После службы были общие беседы: на праздник или читалось какое-то слово, или епископ Макарий что-то говорил и просил молиться, чтобы Господь его Духом Святым одарил. Во время богослужения дома стол, на Пасху ходили вокруг стола, как вокруг храма.
Стихи
Стихов много было. Мария Фёдоровна Покровская написала «Разлука с духовным отцом», а тётя Шура Домакова написала «Встреча с духовным отцом». «Я, – говорит, – возила навоз на поле. Вот поеду, а это уже дедушка возвратился из ссылки, – и пишу, вот там сгружу навоз и опять еду, думаю, опять приезжаю и пишу». И это у неё тоже так хорошо было описано, потому что оно как-то в сердце. Это все вырывалось изнутри, из благодарного сердца. Ведь это всё зависит – чем человек живёт, что у него в основе.
Вот, например, праздник, все сидят, пироги, чай, а Вера Архиповна Иванова что-то читает. Все слушают. Пели многие. А дедушка ходит и вместе с нами поёт.
Ныне Сын, как Любовь воплощённая,
Об единстве Сыновнем вещает.
Как Младенец, от Девы рождённый нам,
К возрожденью людей призывает.
Как же, как мы ответим, живущие
На земле этой в веке двадцатом?
Или снова нужна вопиющая
Речь Предтечи Его и собрата?
Опознали ль мы Истину вечную?
Об единстве Сыновнем мечтаем?
На Любовь Его – власть бесконечную –
Каждый миг в своём сердце взираем?
Люди разные были. Вот тётя Маня до восемнадцати лет с бонной воспитывалась. Дальше – Мария Аркадиевна Верещагина, она окончила институт на инженера по измерению высоких температур. И простые были, из самого, что называется, «медвежьего угла». И такие были. И в то же время у тёти Фени написан был на Рождество Христово такой стих! Она из Андуги, а это было такое место, самое захолустье. Не разъединяло ни образование, ни деревенское невежество. И подтягивались, не надо было тянуть, сами подтягивались. Анна Александровна Патукова – какое у неё образование, когда она сиротой осталась с детских лет? Но, однако, и писать, и читать научилась, а стихи какие писала назидательные. Она так хорошо братскую жизнь познала, что ей легко было писать.
А разве это просто – полюбить какому-нибудь профессору человека, который подметает пол. А если придёт Божественная любовь, то нет больше профессора, одни только верные.