18 апреля 1918 года, то есть 1 мая по новому стилю, был новый праздник большевиков, которые всю прежнюю жизнь хотели перекроить по своим законам. Поэтому как бы не было непривычно отцу Виссариону собирать крестный ход во время Великого поста, но и не идти он не мог: нужно было выручать сельчан, попавших вчера под арест, когда отряды большевиков взяли село. Как орда хана Батыя, прошлись красные по казачьим улицам, хватая стариков и женщин, которых они посадили в наспех оборудованный в школе «концентрационный лагерь» – вот ещё одно новое и невыносимо противное слово, поморщился отец Виссарион, составляя петицию.
Но делать нечего – надо идти просить новую власть выручать сельчан. Отец Виссарион надел поверх рясы праздничную епитрахиль золотого шитья, поправил поручи и неспешно вышел из храма на улицу, где батюшку уже ждали взволнованные прихожане.
– Ну, с Богом, православные! – благословил он народ и сам пошёл впереди.
Но до дома станичного атамана, где остановился командир красных, крестный ход не успел дойти. Ударили пулемёты, затем на людей с хоругвями наскочили наёмники-китайцы, которые рубили и топтали безоружных...
* * *
Несмотря на то что о жизни Виссариона Мефодиевича Селинина можно снять приключенческое кино, официальная биография священномученика суха и лаконична. «Родился 22 ноября 1876 года в семье священника села Иудина Александровского уезда Владимирской губернии. Окончил два класса Владимиpской духовной семинаpии. Служил псаломщиком во Владимирской епархии. С 31 января 1898 года исполнял должность псаломщика Ильинского храма станицы Песчанской Павлодарского уезда Омской епархии...»
Сотрудники Историко-краеведческого музея Ковровского района Владимирской области нашли весьма любопытное объяснение такой резкой перемене места жительства молодого человека. Оказывается, 9 мая 1895 года семинарист Виссарион Селинин напал с топором в руках на ректора Владимирской духовной семинарии архимандрита Никона (Софийского). Виссарион чётко спланировал нападение: он ждал ректора в садике во дворе семинарии, где владыка очень любил в свободные часы ухаживать за цветами, наслаждаясь тишиной и уединением. И едва отец Никон склонился над клумбой, как семинарист подскочил сзади и с размаху ударил ректора топором по голове. Но удар оказался скользящим. Жизнь ректора спас монашеский клобук, который существенно смягчил действие топора, который к тому же сорвался с топорища...
От сильного удара архимандрит упал.
– За что ты меня? – только и успел промолвить он, узнав нападающего.
– Простите Христа ради, – пролепетал Селинин. Он хотел было убежать, но сбежавшиеся семинаристы схватили покушавшегося. Вскоре он был передан полиции, где признался, что является сторонником революционных идей. А ректора он решил убить потому, что тот всячески препятствовал вольнодумству среди семинаристов.
* * *
Покушение стало невиданным по тому времени происшествием. Для расследования всех обстоятельств дела во Владимир прибыл сам заместитель обер-прокурора Святейшего Синода и будущий обер-прокурор Владимир Саблер.
Но тут архимандрит Никон, имевший репутацию человека сурового и даже жестокого, принялся сам хлопотать за Селинина, которому грозил приличный срок на каторге. По рекомендации архимандрита Виссарион Селинин, исключённый из семинарии без права продолжать обучение, был рукоположен во псаломщика и назначен состоять при одном из сельских храмов Владимирской епархии.
Случившееся не прошло для него бесследно. Испытав сильнейшее потрясение, Виссарион покинул подпольные революционные кружки и решил всю свою жизнь посвятить служению в церкви.
И для этого он отправился на самый край православного мира – в Омскую губернию, где требовалось обращать в христианство местные племена ханты и манси.
В восточных епархиях священников отчаянно не хватало, поэтому окончившего два класса семинарии и 10 лет прослужившего псаломщиком кандидата рукоположили в диакона.
В 1905 году диакон Виссарион Селинин был переведён в храм святых мучеников Флора и Лавра в городе Павлодаре. Уже через год он рукоположен во священника ко храму Илии пророка в Ишимском уезде Тюменской губернии. Вместе с супругой они воспитывали двоих детей.
31 марта 1910 года отец Виссарион перешёл в Туркестанскую епархию и служил в храме села Иавановского Лепсинского уезда – почти на самой границе с Китаем.
В Ивановском его и застал знаменитый бунт киргизов 1916 года.
* * *
Всё началось с того, что государь император издал указ о мобилизации на тыловые работы ту часть подданных, которая не несла воинской повинности, а именно – инородческое население. К тому времени Россия уже два года участвовала в тяжелейшей Первой мировой войне, но коренное население Туркестана пользовалось рядом привилегий: например, местные жители были освобождены от мобилизации на военную службу.
Разумеется, среди мусульман-киргизов тут же пошли слухи, что русские пошлют всех мобилизованных на фронт. И вот в середине июля 1916 года имамы и духовные лидеры киргизов постановили не подчиняться никаким приказам русских. Антирусские настроения подстрекали и местные феодалы, которые решили воспользоваться слабостью России и взбаламутить Семиречье, чтобы создать там новое ханство. В ответ Туркестанский военный округ был переведён на военное положение, но брожение было уже не остановить. Ситуацию осложняло то, что накануне местных казаков мобилизовали на фронт, и казаки ушли воевать со своим оружием, так что станицы переселенцев оказались совершенно беззащитными.
Казахи и киргизы поначалу начали уходить в глухие районы и нападать на отдалённые русские станицы. К примеру, казахи перебили большинство крестьян села Иваницкого и деревни Кольцовка, причём старики, женщины и дети были убиты самыми варварскими способами, а тела несчастных обезображены.
К середине августа киргизы, почувствовав вкус безнаказанности, перерезали телеграфную связь с Пишпеком, Пржевальском, Верным и Ташкентом и стали уже более масштабно терроризировать русское население: грабили и громили дворы, убивали и захватывали жителей, насиловали женщин.
Был разорен Иссык-Кульский монастырь, семеро монахов и послушников приняли мученическую смерть. Священник был также убит за несогласие принять ислам, его жена и дочь изнасилованы. Дикая расправа произошла с беззащитными учащимися Пржевальской сельскохозяйственной школы. Кроме служащих школы там собрались жители села Высокого. Почти все крестьяне были перебиты, а часть молодых женщин и девушек уведена в плен.
Настоятель собора в Пржевальске отец Михаил Заозерский описал происходивший кровавый кошмар: «Людей резали, избивали, не щадя ни женщин, ни детей. Отрезали головы, уши, носы, детей разрывали пополам, натыкали их на пики, женщин насиловали, даже девочек, молодых женщин и девушек уводили в плен. Когда в городе узнали об этих зверствах, началась паника. Один чиновник сказал мне: „Батюшка, мы все погибнем, спасения нам нет, но жену и четырёх детей я не отдам на мучения, я их отравлю“».
В ответ на террор подростки и женщины-казачки стали создавать дружины народного ополчения. Именно такая дружина и спасла священника Виссариона Селинина, когда в село Ивановское заявилась очередная банда грабителей.
Ближе к концу августа в боях наступил перелом. Против погромщиков были высланы регулярные войска с артиллерией и пулемётами, которые занялись тотальным истреблением кочевых банд грабителей.
При войсках действовали полевые суды, быстро и скоро выносившие приговоры, но многие пленные попросту не доживали до общения с трибуналом. Например, в одной из станиц толпа отобрала у конвоиров более полутысячи пленных киргизов, уже посаженных под замок, и перебила их, воспламенённая жаждой мести за пережитые ужасы.
* * *
После усмирения восстания отец Виссарион попросил послать его настоятелем храма Илии пророка в селе Урджар Лепсинского уезда Семиреченской области – в этом селе были перебиты все священники.
В селе Урджар отец Виссарион и встретил революцию 1917 года, когда следом за Петроградом произошло вооружённое восстание большевиков в Ташкенте. Тут же семиреченское казачество открыто выступило против Советской власти и взяло всю полноту власти в области. Было объявлено военное положение и начато формирование во всех станицах и выселках добровольческих конных и пеших сотен из всех способных носить оружие казаков с целью поддержания порядка и пресечения «большевицко-хулиганских выступлений».
Против казаков большевики и стали вербовать киргизов, соблазняя их возможностью отомстить за 1916 год. Немалую часть большевистских отрядов составляли и наёмники-китайцы, которые в качестве оплаты за услуги требовали отдавать им русские сёла на разграбление. Впрочем, большевиков поддержало немало и русских крестьян, рассчитывавших поживиться за счёт грабежа «городских».
Вёл это войско Иван Мамонтов – присланный в Ташкент из Петрограда профессиональный революционер (по легенде – рабочий-фронтовик).
В станице Урджарской был образован Комитет спасения, арестован районный совет и сформирован вооружённый отряд, который вышел навстречу мамонтовским карателям. Силы были неравны, и отряд был наголову разбит.
Красногвардейский отряд Мамонтова прибыл в Урджар в последний день апреля. После митинга, на котором Мамонтов объявил об установлении Советской власти в уезде, начались аресты заложников. На зажиточную часть станицы была наложена контрибуция. Тут же двенадцать человек были расстреляны без суда и следствия – как враги Советской власти. Среди жертв оказались казачий атаман, начальник тюрьмы, школьные учителя, почтальон.
1 мая 1918 года отец Виссарион возглавил крестный ход из своих прихожан, среди которых было немало казаков и членов их семей. По пути процессию встретили каратели. Отряд «мамонтовцев» более чем наполовину состоял из казахов, киргизов, татар, уйгуров и дунган, которые, встретив крестный ход и пастыря в полном облачении, в каком-то исступлении начали рубить православных шашками. В числе принявших мученическую смерть оказался и священник Виссарион Селинин.
О трагической гибели отца Виссариона всему миру объявил епископ Семиреченский и Верненский Пимен (Белоликов), который после этого также был зверски убит большевиками.
Вскоре – в июне 1918 года – казаками был взят в плен и главный виновник смерти Виссариона Селинина красный командир Иван Мамонтов. На допросе он вёл себя вызывающе и был осуждён на казнь.
* * *
В 2000 году иерей Виссарион Мефодиевич Селинин был канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви.