Варфоломеевская ночь, или «Окончательное решение русского вопроса» на Украине

Многовековая борьба с православием на Украине вступила в новую фазу – принят закон № 8371 о запрете Украинской православной церкви, насчитывающей около 6 миллионов человек

Президент Украины Владимир Зеленский. Фото: Офис президента Украины

Президент Украины Владимир Зеленский. Фото: Офис президента Украины

Война на уничтожение самоуправляемой Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) под знаменем борьбы с Россией и русским влиянием началась сразу после распада СССР. Уже с 1992 года не признанная мировым православием раскольническая структура изверженного из сана бывшего митрополита Филарета (Денисенко), именовавшего себя патриархом Киевским и всея Украины, захватывала храмы в Днепропетровске, Житомире, Луцке, Ровно, Одесской и Черновицкой областях, нападала на Киево-Печерскую и Почаевскую лавры. 

Митрополит Филарет (Денисенко). Фото: Пресс-центр Киевской Патриархии
Митрополит Филарет (Денисенко). Фото: Пресс-центр Киевской Патриархии

Когда в 2014 году Украина потеряла Крым и значительные части Донецкой и Луганской областей, Московская патриархия сохранила епархии, находящиеся на этих землях, за УПЦ. Я вижу в этом со стороны МП и традиционное уважение к каноническим территориям Украинской церкви, и надежду, что начавшиеся тогда переговоры (Минские соглашения) сохранят за Украиной Донецкую и Луганскую области – пусть и с особым статусом. Я сам знаю священников, чьи благочиния и даже приходы разделяла линия боевого соприкосновения, и пастыри, чтобы совершать богослужения, должны были проходить двойные блокпосты – украинских войск и войск ЛДНР. Неписаным правилом моих знакомых (таких четверо, и все говорили примерно одинаково) было: «Мы здесь не транслируем пророссийскую или проукраинскую позицию – мы молимся Богу и стараемся поддерживать людей в это трудное время».

С 2018 года Верховная Рада Украины (ВРУ) рассмотрела более десятка законопроектов об ограничении на территории государства деятельности иностранных религиозных организаций и их филиалов, главной целью этих законов было давление на УПЦ МП с целью её роспуска. Тогда же с 2018 года подготовленный удар в спину Украинской православной церкви наносит Константинопольский патриарх Варфоломей. В октябре 2018 года он объявляет об отмене данного в XVII веке благословения подчинения Киевской митрополии Московскому патриархату, тем самым переподчиняя его себе, то есть патриархату Константинопольскому. 15 декабря 2018 года в Киеве создана версия нового украинского православия, в аббревиатуре которой просто меняют местами буквы – ПЦУ (Православная церковь Украины) вместо УПЦ. Уже 6 января 2019 года патриарх Варфоломей даёт ПЦУ автокефалию, довершая раскол. Противостояние становится разбойным. К октябрю 2021 года было зафиксировано 144 случая захвата раскольниками из ПЦУ храмов УПЦ и почти 500 преступлений, связанных с незаконной перерегистрацией уставов религиозных общин УПЦ в пользу ПЦУ. С февраля 2022 года СБУ возбудила более сотни уголовных дел против священников Украинской православной церкви. 

20 августа ВРУ пошла на «окончательное решение» русского вопроса. Увидев в связи Русской и Украинской православных церквей последний оплот единства России и Украины, украинская власть приняла Закон «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций», более известный как закон о запрете УПЦ. Документ внесли в парламент ещё полтора года назад по прямому указу Владимира Зеленского «о запрете деятельности в Украине религиозных организаций, аффилированных с центрами влияния в РФ». Законопроект многократно обсуждался, увеличился в объёме в десять раз за счёт принятых правок и внесённых поправок, и теперь за него проголосовали 265 депутатов ВРУ против – 29, 4 воздержалось, не участвовало в голосовании – 23. 24 августа, в День независимости Украины, президент Владимир Зеленский подписал запретный закон, который вступит в силу через месяц. 

Нельзя не отметить глубоко советский подход украинской власти к церковному вопросу: сколько ни сноси памятники Ленину, дух Ленина-Дзержинского-Тучкова спокойно живёт в умах и делах членов Рады и президента, инициируя гонения на веру, расколы, политизацию церковных структур, судебное преследование иерархии, взятие священнослужителей в заложники для обмена, презумпцию виновности всех причастных не только к РПЦ, но и к УПЦ в силу самой этой причастности. Как тут не вспомнить про вопрос Плиния императору Траяну: «Казнить ли их (христиан. – О.Г.) за самоё имя (nomen ipsum) при отсутствии других преступлений?» И положительный ответ Траяна: «Ты действовал, мой Секунд, как должно, при разборе дел тех, о которых тебе донесли как о христианах. В самом деле, нельзя установить ничего обобщающего, что имело бы определённую форму. Разыскивать их не надо; если тебе донесут и они будут уличены, их следует наказывать». 

Плиний Младший. Фото: Bibliothèque interuniversitaire de Santé  
Плиний Младший. Фото: Bibliothèque interuniversitaire de Santé  

Ещё 9 месяцев будут даны христианам УПЦ, чтобы доказать свою невиновность, то есть непринадлежность к Русской православной церкви, которую данный закон безапелляционно квалифицирует как участницу военных преступлений и преступлений против человечности. Как доказать свою «невиновность», если при практически полном отсутствии административных связей УПЦ всё же входит в структуру РПЦ МП просто по Уставу?

Недальновидность Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви, я думаю, мало кого удивляет. После советского плена должна вырасти несоветская школа церковных дипломатов – её ещё нет. Иначе Украинская православная церковь уже в 90-е годы XX века получила бы автокефалию от Русской церкви, обрубив возможное политическое влияние Константинополя и связанных с ним международных политических сил. Но это отдельная тема. Пока же около 8–9 тысяч приходов по всей Украине должны будут до мая 2025 года либо самораспуститься, либо перейти в ПЦУ, либо ещё как-то отчитаться перед «Государственной службой Украины по вопросам этнополитики и свободы совести» в неаффилированности с РПЦ. Интересно, что свобода совести в версии украинской власти ближе всего оказалась к этнополитике. 

Надо сказать, что УПЦ, которая не одно десятилетие является самоуправляемой и вполне самостоятельной, а вовсе не придатком РПЦ, поставляет епископов и назначает их на кафедры, не советуясь с Москвой, и, как известно, имеет свой высший орган управления – Синод. Глава УПЦ митрополит Онуфрий без колебаний уже 24 февраля 2022 года однозначно осудил начало СВО и написал письмо президенту Владимиру Путину, чтобы тот прекратил военные действия. После начала СВО УПЦ убрала слова «Московской патриархии» из своего названия. Всё это не берётся во внимание. 

Каким-то сверхчутьём стоящие у власти националистические и интернационалистические силы довольно точно определяют, что совершенно истребить русский дух на украинской земле можно только вместе с православием, создав Украинской церкви политического конкурента, обеспеченного поддержкой Киевской власти и проамериканского Константинопольского патриархата. Это чутьё тоже вполне большевистское: можно вспомнить, с каким дьявольским озверением коммунисты истребляли мирную Русскую православную церковь, вырывая сердце русского народа. Они пытались её заменить обновленческим проектом ГПУ «Живая церковь», который тогда тоже был поддержан Константинопольским патриархатом. Патриарх Григорий VII посылал из Стамбула на обновленческие богослужения и съезды своего почётного представителя, дарил обновленческому Синоду пасхальные яйца и ровно 100 лет назад предательски призвал патриарха Московского Тихона добровольно отказаться от патриаршества и управления Русской церковью.

Патриарх Московский и всея Руси Тихон и патриарх Григорий VII. Фото: общественное достояние
Патриарх Московский и всея Руси Тихон и патриарх Григорий VII. Фото: общественное достояние

Знамения  нового церковного времени, открытого законом 8371, не заставили себя ждать. 

23 августа в 2 часа ночи неизвестные злоумышленники бросили гранату в молитвенное здание Свято-Покровской церковной общины УПЦ, что привело к взрыву и его частичному разрушению, сообщил настоятель Свято-Покровского прихода села Стрельск Сарненско-Полесской епархии УПЦ протоиерей Олег Гаврильчик.

25 августа 2024 года священников УПЦ не пустили в захваченный ПЦУ Николаевский храм волынского села Волошки отпеть погибшего в Курской области сержанта Богдана Гончара, несмотря на просьбы его матери. Священники Владимир-Волынской епархии, включая благочинного протоиерея Владимира Ровинского, протоиерея Михаила Чупака и настоятеля местной православной общины протоиерея Виталия Лашту, сопровождали гроб с телом от родного дома до храма, а затем на кладбище.

Глава Львовской областной администрации Максим Козицкий призывал земляков писать доносы, «интересную информацию о том, где московский патриархат проводит свои службы», поскольку тревожится, «не уйдёт ли Московский патриархат в подполье после принятого законопроекта». 

Тревогу в связи с запретом Украинской православной церкви выразил Всемирный совет церквей, папа римский Франциск просит украинские власти не запрещать УПЦ, свои молитвы об Украинской церкви возносят Сербский патриарх Порфирий, Антиохийский Иоанн и Болгарский Даниил, митрополит Черногорский Иоанникий. Иерарх Иерусалимской православной церкви архиепископ Севастийский Феодосий называет «западные политические силы соучастниками и заговорщиками этих страшных деяний против канонической Украинской православной церкви».

Синод РПЦ в своём коммюнике по поводу закона о запрете Украинской церкви пишет, что «по своему масштабу и централизованному характеру эта мера может превзойти все прежние исторические репрессии против Украинской православной церкви». 

Конечно, всех тревожит сейчас, что ждёт УПЦ в ближайшие месяцы. Понятно, что обыватели найдут комфортный вариант отправления религиозных нужд в ПЦУ или у греко-католиков, предстоятель которых в отличие от главы Католической церкви тоже одобрил новый закон. Украинская православная церковь, скорее всего, в связи с этим законом ещё уменьшится, как и в первые годы после образования ПЦУ. Такое уменьшение трагическое, конечно, коль оно множит разделения в православии. Наиболее опасно оно для немощных в вере, которые поддадутся политическим ветрам и собственным слабостям и уйдут. Но это же уменьшение может стать и очищением от тех, кто не готов разделить судьбу Украинской церкви в годы испытаний.

Вряд ли УПЦ прекратит своё существование и перейдёт на подпольное положение подобно катакомбникам в советское время. Некоторые иерархи ПЦУ вообще считают закон 8371 популистским, не способным нанести серьёзный урон УПЦ. «Он не приведёт ни к чему, кроме юридических ограничений», – считает переметнувшийся в 2018 году из УПЦ в ПЦУ митрополит Александр (Драбинко), бывший председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ МП. «Это один из шагов, который поможет Украинской православной церкви (МП) не отмежеваться от РПЦ, а только выйти из состава Московского патриархата», – продолжает остро чующий политические ветры Драбинко.

Митрополит Александр (Драбинко). Фото: Sergeevskyy / Wikipedia
Митрополит Александр (Драбинко). Фото: Sergeevskyy / Wikipedia

Нам в России остаётся молиться об Украинской православной церкви и её предстоятеле, чтобы не ослабевало общение наших братьев и сестёр друг с другом и со старшими своей церкви, и о милости к гонимым служителям церкви. Чтобы начинающийся учебный год в семинариях и академии УПЦ прошёл под знаком особой серьёзности, собралось больше людей не ради церковной карьеры, а жаждущих познать истину и стать свободными и родными во Христе. Чтобы сами члены гонимой Украинской церкви были готовы продолжать общение с ищущими Христа – как атеистами, так и членами любых конфессий, чтобы противостоять силам, использующим православных Украины для разжигания вражды с русскими. Мы видим, что конфессиональные различия всё меньше могут быть оправданы разностью и многообразием даров церквей, географией, историческими перипетиями и недопониманиями – и всё больше делаются откровенно политическим инструментом.


Разжигаемая внешними силами рознь между церквами, особенно между православными, Украинской и Русской, натравливание одной на другую на Украине (чего к счастью нет в России) – верный способ длить вражду и войну. И русские и украинские православные должны найти в этой чрезвычайно сложной ситуации возможности для мира,  общения, совместной молитвы и ходатайства друг за друга.

Утешает спокойствие предстоятеля УПЦ перед лицом идущих и усиливающихся гонений. «По человеческим меркам наше будущее не будет лёгким и спокойным, ведь каждый человек, делающий добрые дела, испытывает разные трудности от злых сил, – сказал митрополит Онуфрий 23 августа членам Учёного совета в Киевской духовной академии. – Однако если человек смиряется и молит Бога об утешении, то Господь непременно помогает такому человеку».

Читайте также