Прошлое этих храмов понятно. Настоящее неопределённо. Будущее туманно, как и вообще будущее российского села. Сегодня эти церквушки, как полностью разрушенные, так и пытающиеся возродиться, зависли в историческом вакууме. Часто их бедственное состояние служит аргументом против строительства новых храмов в спальных районах городов. Мол, сначала восстановите руинированные церкви по всей России, а потом стройте новые. Почему этот аргумент – от лукавого?
Росло население, росли и храмы
25 августа 2024 года мне довелось побывать на маленьких краеведческих чтениях в одной сельской библиотеке. Темой были церкви Славковской волости Кашинского уезда Тверской губернии. В крохотном зале по зову заведующего Славковской библиотекой Валерия Фомина, краеведа-энтузиаста, собралось отборное «малое стадо»: два сельских священника, молодой и умудрённый опытом, два профессора-историка из Москвы, директор музея М.И.Калинина, краеведы, журналисты. Собравшиеся вспоминали славное прошлое Славково и окрестностей и те храмы, которые здесь были.
Интересно, что очень много церквей было построено после отмены крепостного права. Храмы, посвящённые святому благоверному князю Александру Невскому, – это в честь царя-освободителя Александра II. Если до того церкви строились местными помещиками-землевладельцами, богатыми дворянами, то в конце 19-го – начале 20-го века они стали возводиться тщанием прихожан – разбогатевших крестьян, купцов, промышленников.
В это время в России резко выросло количество населения. После Земской реформы 1864 года, с появлением на селе медицины и образования некоторое время рождаемость была ещё очень высокой, но дети не умирали в младенчестве, как веками до этого, их лечили, а потом учили. Людей становилось все больше, и огромные храмы-корабли собирали в воскресный день сотни верующих, приезжавших со всей округи. Кстати, церквей не хватало, поэтому их строили и строили. А поскольку народ жил в основном в деревнях, то там-то и возводились новые храмы.