В свет вышел проект учебного комитета «Память церкви». Как говорится на сайте проекта, его цель – «сохранение и передача от поколения к поколению воспоминаний очевидцев жизни Церкви и верующих людей в Советском Союзе». Зачем нужно хранить эти воспоминания, чем отличались те верующие люди от современных и чем отличаются обычные православные от служащих мирян, «Стол» поговорил с руководителем проекта, председателем Учебного комитета РПЦ протоиереем Максимом Козловым.
– Кто придумал проект «Память церкви»? Почему сейчас пришло время публикации этих личных историй церковных людей ХХ века?
– Идея родилась в рамках неформального общения сотрудников Учебного комитета и коллег из высших духовных учебных заведений на основании опыта согласного личного общения и наблюдения за стремительно уходящим временем. Когда становится понятно, что один за другим живые свидетели уходят, мы уже не услышим рассказов ни Константина Ефимовича Скурата, ни Бориса Александровича Нелюбова, ни протоиерея Василия Стойкова… Жаль, что многие не услышат их живых свидетельств о том, какая была повседневная жизнь церковных людей в ушедшие десятилетия советского времени.
У нас в церковной исторической науке накопилось достаточное количество исследований, монографий, статей по внешней истории церкви, по церковно-государственным отношениям, по истории внешних церковных связей, духовного образования, по гонениям со стороны советского государства. В немалой мере изучен жизненный путь и подвиг многих новомучеников и исповедников ХХ века. Но самое неосязаемое – это повседневность. Из чего состояло молитвенное правило людей? По каким книгам оно читалось? Какие иконы были дома? Как соблюдались посты? Какое было богослужение? Какие трудности переживали люди в связи со своей верой? Это можно вынести только из мозаики устных рассказов. Желание сохранить память, собрать эту мозаику и было нашим побуждением к созданию этого проекта.