Дар благородства
Моя дорога ясна и открыта – и вдруг является нечто, чего я не могу выразить, чувство, что Бог стоит передо мной и говорит мне: «За все это счастье, за доброту, за все – что ты можешь Мне дать? Я одаривал тебя с тех пор, как ты появилась на свет. Я согревал тебя солнцем любви других людей, веры, успеха. Даже в испытаниях – в том кресте, который каждый из вас должен нести. Я дал тебе в утешители святых твоей страны. Никто из живущих на земле не получил столько, сколько ты. Зарыла ли ты в землю таланты или умножила их?» И я должна буду ответить: «Я начну трудиться, так как благодарна за всё». Из письма великой княгини Елизаветы княгине Зинаиде Юсуповой, 5 января 1909 года.
Не каждой девочке выпадает появиться на свет принцессой, быть внучкой английской королевы, сестрой русской императрицы, выйти замуж за великого князя и по-настоящему дружить с императором.
Ещё реже человеку удаётся свой великокняжеский дар обратить на служение Богу и людям. Хороших и верующих князей было у нас немало, можно вспомнить и Владимира, и Бориса, и Глеба, но чтобы всё до конца раздавать и раздать до своего последнего дыхания – не припоминаю ещё таких людей в русском царском доме, да и в других царствах и королевствах.
Князей, которые прославили Христа своей жизнью, называют «благоверные». И вот Елизавета Фёдоровна была таким верным Евангелию, Благой вести человеком, который это благое от Бога на нашей земле воплощал. Она была труженица и умела трудиться качественно и тщательно. Входя более чем в сотню разных благотворительных организаций, половину из которых она создала сама, нигде великая княгиня не была только формальным списочным участником, свадебным генералом.
После гибели мужа она постаралась, чтобы христианство, православие на нашей земле укреплялось, чтобы Богу и Церкви служило всё её аристократическое наследие и наследство – богатство, связи при дворе, в светском обществе и среди высокопоставленных церковных чинов. Многие мечтали и мечтают, чтобы аристократизм по рождению, светское благородство соединялось с высотой духа, аристократизмом духовным. В Елизавете Фёдоровне это соединение состоялось.
Сегодня такой связи не хватает и нашему обществу, и нашей Русской церкви. Редко встретишь в культурной, научной, политической элите людей, служащих Богу и имеющих такую связь с Церковью, подлинную, глубокую, добродетельную, которая была у великой княгини Елизаветы. Как немного и среди церковных людей тех, кто вносил бы христианские смыслы и дух мира и примирения в культурную, научную и общественно-политическую жизнь.
Быть сестрой всем
Утешение из всех утешений на этой скорбной земле – принадлежать к нашей православной вере. Из письма великой княгини Елизаветы императрице Марии Феодоровне, 13 апреля 1916 года.
Елизавета родилась в западной христианской традиции, лютеранстве, и пришла в православие сердечно и свободно, став своей в этой стране и церкви. Дары западного христианства, связанные с добрыми делами ради Бога, милосердным служением ближнему, она принесла – как бы восстановив утраченное ранее – и в нашу православную традицию так, что они не выглядят в ней неродными, «западными», а очень естественно дополняют её, опираясь на русское милосердие и возвращая христианству его первородную целостность, не расколотость на западное и восточное.
В старинном Гессен-Дармштадтском доме служение христианского милосердия возводят ещё к началу XIII века – к святой этого рода Елизавете Тюрингенской, в честь которой и назвали юную герцогиню. На русской почве дело великой княгини Елизаветы Фёдоровны стало продолжением того, что в России началось в XIX веке, когда русские аристократки ещё во время Крымской войны (можно вспомнить Екатерину Бакунину, Екатерину Хитрово и 120 сестёр Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия) и Русско-турецких войн (Юлия Вревская и многие другие) старались послужить раненым, шли на войну медсёстрами, чтобы облегчить страдания делом и словом веры на поле битвы и в госпиталях, там, где людям труднее всего. Можно сказать, что это служение было подхвачено сёстрами Марфо-Мариинской обители и позднее, уже в русской эмиграции, было воспринято ещё одной новомученицей, матерью Марией (Скобцовой) и её благотворительным объединением «Православное дело».
Очень важно, что это соединение даров западного и восточного христианства было не поглощением одной традицией другой, а рождением новой целостности. Вместе с пробуждением дара милосердия и устроением труда для ближних расцвело и особое христианское братство, сестричество, умение жить вместе ради Христа так, чтобы сила этой жизни передавалась и другим людям, тем, в ком этой силы нет – немощным, раненым, больным, бедным, убогим. Это для Елизаветы Фёдоровны было принципиально и принципиально для обновления православной традиции. Далеко не у всех такое выходит. Мы видим, что ещё не воспринято до конца в нашей церкви и в нашем народе то, что родилось и было воплощено в Марфо-Мариинской обители и во всех делах её настоятельницы, в которые она вовлекала людей самых разных дарований и сословий.
Дар вдовства
Думаю, те, кто уходит, подготавливают для нас дорогу, а наши здешние молитвы помогают им расчистить путь, по которому нам предстоит пройти. Мы не разлучены, наши души сливаются в едином желании, чтобы Бог простил наши грехи и вознес к Себе. Из письма великой княгини Елизаветы княгине Зинаиде Юсуповой, 1 июля 1908 года.
Примечательно и то, как это воссоединение западного и восточного христианства, воплощение вечной тоски христиан по неразделенной Церкви, проявилось в её личной судьбе. После жесточайшего убийства мужа, великого князя Сергея Александровича, она своё вдовство понесла не просто как несчастье или социальный статус, но как дар для христианина, перед которым самое коварное зло бессильно и которому, по слову апостола, «всё содействует ко благу». Она возвращает в церковь знакомое нам из древних христианских текстов служение вдовиц и диаконисс, которые посвящали себя Христу через дела милости и наставление в вере немощных. Служение просвещения народа верой и культурой тоже было воспринято сёстрами обители, трудившимися на этой ниве в Москве и других русских городах.
Елизавета Фёдоровна много сделала для возрождения чина диаконисс в Русской церкви, но к сожалению, даже на соборе 1917-1918 годов, который называют Великим Московским собором, готовности к поставлению диаконисс церковь в те жестокие годы не явила.
В связи с жизнью и смертью преподобномученицы Елизаветы вспоминается особое почитание ей преподобного Серафима Саровского, слова которого «стяжите духа святого, и тысячи вокруг вас спасутся» воплотились в судьбе великой княгини. Елизавета стяжала Дух Святой, и вокруг неё было пространство для многих и многих людей, которые обретали себя во Христе и Его Церкви.